Метод АВА (модификация поведения)
+6
gatti
Летика
Мария Карелина
alla
julia-bragina
rozab
Участников: 10
Форум об аутизме :: Обучение :: Обучение
Страница 3 из 4
Страница 3 из 4 • 1, 2, 3, 4
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Нет, девочки! Мы с вами видим аутизм именно таким какой он у нас . И кажется все , что чуть чуть отличается - уже не то и легко. Я достаточно повидала и очень говорящих детей, и спокойных относительно и тд и тп, но аутизм ни куда не девается и работать с этими детьми тоже очень не легко. Конечно, тяжелые случаи, и не показывают в этих роликах, потому что суть этих роликов - показать принцип и структуру занятий. Сами представьте, как проходят первые занятия с любым аутистом-это крики, кидание стульями, агрессия. И это кино не для слабонервных.
Надежда- Катюшка, 06.04.2001 Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-12-29
Возраст : 49
Откуда : Кемерово
Re: Метод АВА (модификация поведения)
А мне бы хотелось посмотреть именно это кино, постепенное обучение....
Что-то у меня, Лариса, не получилось задать вопрос Доленко ((( В постоянные читатели добавилась, а комментарий не получилось оставить.
Что-то у меня, Лариса, не получилось задать вопрос Доленко ((( В постоянные читатели добавилась, а комментарий не получилось оставить.
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Можно задать вопрос в Фейсбуке. Группа называется Аутизм и АВА терапия [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Да, забыла написать. В той статье, где приводились исследования о восстановлении от аутизма, говорилось, что интенсивность занятий никак не влияет на процесс восстановления. Это не значит, что заниматься не стоит. Просто фильтруйте информацию, когда вам говорят о том, что можно восстановить любого, независимо от степени тяжести. Я тоже за эти годы столько родителей на форумах перевидала. Приходят с надеждой, сразу начинают диету, АВА, витамины-минералы. Какой-то ребёнок махом реагирует, а у кого-то результатов практически нет, несмотря на все усилия. Есть и такие, кто вышел из аутизма сам по себе - без диеты, без добавок, без интенсивных занятий.
И мне понравилось в блоге Доленко, как она говорит о сочетании методик. По себе знаю, ну не подходила нам работа с карточками, как я не пыталась это делать. Илья их сгребал в кучу. Пришлось искать что-то другое, пробовать, экспериментировать, сочетать методики. И ничего в этом страшного нет. А то сейчас какая-то странная тенденция пошла, пропагандировать только АВА как панацею от аутизма, напрочь забывая о других наработках.
Да, забыла написать. В той статье, где приводились исследования о восстановлении от аутизма, говорилось, что интенсивность занятий никак не влияет на процесс восстановления. Это не значит, что заниматься не стоит. Просто фильтруйте информацию, когда вам говорят о том, что можно восстановить любого, независимо от степени тяжести. Я тоже за эти годы столько родителей на форумах перевидала. Приходят с надеждой, сразу начинают диету, АВА, витамины-минералы. Какой-то ребёнок махом реагирует, а у кого-то результатов практически нет, несмотря на все усилия. Есть и такие, кто вышел из аутизма сам по себе - без диеты, без добавок, без интенсивных занятий.
И мне понравилось в блоге Доленко, как она говорит о сочетании методик. По себе знаю, ну не подходила нам работа с карточками, как я не пыталась это делать. Илья их сгребал в кучу. Пришлось искать что-то другое, пробовать, экспериментировать, сочетать методики. И ничего в этом страшного нет. А то сейчас какая-то странная тенденция пошла, пропагандировать только АВА как панацею от аутизма, напрочь забывая о других наработках.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Блог Доленко. Несколько видео о формировании бытовых навыков.
Блог Доленко. Несколько видео о формировании бытовых навыков.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Здравствуйте! Чисто случайно, в поисках про РДА набрела на ваш форум. Вы даже не представляете, как я рада, здесь столько всего.... Я про АВА и про ПЕКС. Я начинающий дефектолог, работаю в детсаду, есть 1 группа с УО детками. Есть Арсений, мы его нежно аутенком называем, очень трудный-тяжелый ребенок, I группа по Никольской, ни речи, ни интеллекта- очень сложный мальчик. Мама устала, ничего не хочет. А я хочу, хочу, чтобы он начал меня слушать-слышать, понимал, выполнял какие-либо действия. Учебник ПЕКС заказала по почте, а где мне найти методику АВА, где можно ее купить? Ведь по этим методикам можно заниматься и с другими детками? У меня все они неговорящие, слабенькие. Хочу выразить огромную благодарность форуму и участникам за помощь педагогам и родителям особых деток.
Маргарита- Арсений, 2008г, дефектолог Сообщения : 3
Дата регистрации : 2013-11-17
Возраст : 51
Откуда : Татарстан
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Очень приятно, что появляются неравнодушные педагоги!
Вы в этой темке почитайте, здесь есть много ссылок по АВА или просто в инете поройтесь...Как таковой книги-учебника я тоже не встречала. Вам лучше курсы окончить [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] хотя-бы дистанционно. Я вот не дефектолог, а просто мама, тоже всё не насмелюсь на эти курсы...., а надо!
Вы в этой темке почитайте, здесь есть много ссылок по АВА или просто в инете поройтесь...Как таковой книги-учебника я тоже не встречала. Вам лучше курсы окончить [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] хотя-бы дистанционно. Я вот не дефектолог, а просто мама, тоже всё не насмелюсь на эти курсы...., а надо!
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Добрый день! Не могу успокоиться, хочу эту методику, спать толком не смогла. А занятия расписанные к методике есть? А если есть, то где и как можно их приобрести? Или занятия дают только на курсах?
Маргарита- Арсений, 2008г, дефектолог Сообщения : 3
Дата регистрации : 2013-11-17
Возраст : 51
Откуда : Татарстан
Re: Метод АВА (модификация поведения)
У нас на сайте есть пользователь виталина, она занимается с детьми по этой методике, может она что подскажет. Попробуйте ей написать в ЛС. А может быть она когда на сайт зайдёт и в этой темке ответит...нам тоже интересно.. .Вообще виталина часто заходит на сайт...
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Я вам сейчас вышлю на почту несколько книг. Как заниматься, можно посмотреть на [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
И в теме у нас есть несколько роликов. Вы зарегистрируйтесь в Фейсбуке, найдите группу по АВА, свяжитесь со специалистами.
Обратите внимание на другие методы, например ТЕАССН, Floortime или PECS, о визуальных инструкциях тему почитайте.
И в теме у нас есть несколько роликов. Вы зарегистрируйтесь в Фейсбуке, найдите группу по АВА, свяжитесь со специалистами.
Обратите внимание на другие методы, например ТЕАССН, Floortime или PECS, о визуальных инструкциях тему почитайте.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
но учебника нет
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Это точно... Для каждого аутиста нужен свой учебник.Oksana пишет:но учебника нет
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Маргарита, напишите мне в ЛС свой емэйл..... я Вам накидаю конкретные занятия, которыми пользуюсь я. Литературы очень много, очень сложно перейти от прочитанного к практическим действиям, если на самом деле нет структурированного списка...что... как , с чего начать... В этом, я думаю, очень помогают курсы, но....по разным причинам эти курсы пройти сложновато, как для меня - это и финансовая сторона, и время и т.д. Я в этой теме уже почти 2 года, а до сих пор по полочкам всё не разложила.....Мне эти занятия достались от Пермского д/с, который работает с такими детками.
Девочки, кстати кому надо....тоже могу скинуть. Там, конечно не конкретно АВА, но тоже пользоваться можно Там ТЕАССН
Девочки, кстати кому надо....тоже могу скинуть. Там, конечно не конкретно АВА, но тоже пользоваться можно Там ТЕАССН
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
1 декабря с 14 до 17 (московское время) Марина Азимова проводит бесплатный вебинар по АВА в домашних условиях. Прямая трансляция доступна на канале [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
1 декабря с 14 до 17 (московское время) Марина Азимова проводит бесплатный вебинар по АВА в домашних условиях. Прямая трансляция доступна на канале [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
МОСКВА, 19 ноя — РИА Новости. Курс о природе и характеристиках аутизма будет запущен в рамках магистерской программы на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), сообщил РИА Новости ректор вуза Виталий Рубцов.
ПОНРАВИЛОСЬ: "Это перестанет быть сакральным знанием, доступным лишь ограниченному кругу людей. Не нужно делать из АВА священную корову. Есть вероятность, что с АВА произойдет нечто подобное тому, что было с методом Монтессори, к которому, когда он только появился, тоже было очень трепетное отношение. Только сейчас мало кто использует Монтессори в чистом виде в своей работе постоянно. Любая методика должна в итоге превратиться в практический, простой и понятный инструмент, каковым он собственно и является", — убеждена Оларь.
МОСКВА, 19 ноя — РИА Новости. Курс о природе и характеристиках аутизма будет запущен в рамках магистерской программы на базе Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), сообщил РИА Новости ректор вуза Виталий Рубцов.
ПОНРАВИЛОСЬ: "Это перестанет быть сакральным знанием, доступным лишь ограниченному кругу людей. Не нужно делать из АВА священную корову. Есть вероятность, что с АВА произойдет нечто подобное тому, что было с методом Монтессори, к которому, когда он только появился, тоже было очень трепетное отношение. Только сейчас мало кто использует Монтессори в чистом виде в своей работе постоянно. Любая методика должна в итоге превратиться в практический, простой и понятный инструмент, каковым он собственно и является", — убеждена Оларь.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Вот -бы ещё из глубинки педагогов заставляли обучаться! Пока мы дождёмся специалистов....будет поздно! Пока коммерция процветает...., обучение дорого, ни учебников ...ничего, разрозненные публикации, видео....и никакой конкретики, чтобы по полочкам и "сколько вешать в граммах", всё тайна за семью печатями! Про Пекс хоть учебник перевели, спасибо большое! А в Новосибирске интересно открыли всё-таки факультет при НГУ в Академгородке?!
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] - открыли, может в Новосибирске с педагогами станет полегче в будущем
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] - открыли, может в Новосибирске с педагогами станет полегче в будущем
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Открыли. Наш пользователь ИринаГ там учится, она переехала в Новосибирск жить.
Чтобы у нас сделали то же самое, нужна заинтересованность специалистов в этом обучении.
Чтобы у нас сделали то же самое, нужна заинтересованность специалистов в этом обучении.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]rozab пишет:[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
1 декабря с 14 до 17 (московское время) Марина Азимова проводит бесплатный вебинар по АВА в домашних условиях. Прямая трансляция доступна на канале [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Здесь запись. Отмотайте минут 15 вперёд, идёт реклама.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Взято на форуме у Элины: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ольга Шаповалова
В пятницу 24-го января в 21:00 по Москве приглашаю всех, кто хочет узнать больше про нашу образовательную программу, встретится по ссылке [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Я вам расскажу про нашу программу, про наших ведущих, про новые форматы и отвечу на вопросы.
Ольга Шаповалова
В пятницу 24-го января в 21:00 по Москве приглашаю всех, кто хочет узнать больше про нашу образовательную программу, встретится по ссылке [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Лучше один раз услышать, чем сто раз прочитать. Я вам расскажу про нашу программу, про наших ведущих, про новые форматы и отвечу на вопросы.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Александр Панченко
Ольга Мелешкевич открыла информативный канал о АВА и сайт:
ABARussia продолжает серию коротких презентаций, отвечающих на часто задаваемые вопросы о Прикладном Анализе Поведения.
Что такое ABA?
Кто может предоставлять АВА терапию?
Чего следует ожидать во время АВА терапии?
Что такое функция поведения?
Почему аутичный ребенок должен получать АВА терапию?
Вопросы при выборе программы коррекции
Следите за обновлениями на канале YouTube ABARussia [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Вы также можете посмотреть эти материалы на странице ABARussia на Facebook [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Александр Панченко
Ольга Мелешкевич открыла информативный канал о АВА и сайт:
ABARussia продолжает серию коротких презентаций, отвечающих на часто задаваемые вопросы о Прикладном Анализе Поведения.
Что такое ABA?
Кто может предоставлять АВА терапию?
Чего следует ожидать во время АВА терапии?
Что такое функция поведения?
Почему аутичный ребенок должен получать АВА терапию?
Вопросы при выборе программы коррекции
Следите за обновлениями на канале YouTube ABARussia [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Вы также можете посмотреть эти материалы на странице ABARussia на Facebook [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Отзыв о новой книге С.С.Морозовой "Основные аспекты использования ABA при аутизме"
Здравствуйте, дорогие родители и специалисты! Я знаком и с первой книгой С.С. Морозовой "Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах", (книга в заголовке является доработанной, расширенной ее версией). Несмотря на то, что первая книга была адресована специалистам, на мой взгляд (а я не специалист), она вполне понятна и родителям. Очень рекомендую!!! Сейчас со всех сторон кричат об ABA, и на этом пытаются многие заработать, но проблема в том, что не всем она (терапия) подходит, да к тому же, правильно ее применять не каждый может (хочет). В книге как раз рассматриваются многие нюансы, в ней приводятся многие практические примеры. У меня был такой случай: когда моя дочурка-аутист занималась с психологом, то специалист указывала, что необходимо прививать дочери навыки самостоятельного поведения (дочурка постоянно манипулировала моими руками когда ей что-то было нужно). Следующие специалисты, которые работали с дочерью, удивились этой рекомендации. Они сказали: " а зачем? Ведь наша цель привить ей социальные навыки, а она как раз таким способом показывает свои желания, т.е. в этом случае поведение дочери является социальным". Для родителей, которые на практике сталкиваются с подобным поведением, такое мнение интуитивно кажется неверным, в книге же как раз и говорится, что это псевдосоциальное поведение. Родителям рекомендую книгу как практическое пособие, а так же для возможности более адекватно оценивать действия специалистов, которые работают с вашими детьми. Ну а добросовестные специалисты и сами оценят ее по достоинству. Еще раз скажу, в ней очень много примеров, рассматриваются различные ситуации, даются ценные советы! Уж простите, что подробней не пишу!
Отзыв о новой книге С.С.Морозовой "Основные аспекты использования ABA при аутизме"
Здравствуйте, дорогие родители и специалисты! Я знаком и с первой книгой С.С. Морозовой "Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах", (книга в заголовке является доработанной, расширенной ее версией). Несмотря на то, что первая книга была адресована специалистам, на мой взгляд (а я не специалист), она вполне понятна и родителям. Очень рекомендую!!! Сейчас со всех сторон кричат об ABA, и на этом пытаются многие заработать, но проблема в том, что не всем она (терапия) подходит, да к тому же, правильно ее применять не каждый может (хочет). В книге как раз рассматриваются многие нюансы, в ней приводятся многие практические примеры. У меня был такой случай: когда моя дочурка-аутист занималась с психологом, то специалист указывала, что необходимо прививать дочери навыки самостоятельного поведения (дочурка постоянно манипулировала моими руками когда ей что-то было нужно). Следующие специалисты, которые работали с дочерью, удивились этой рекомендации. Они сказали: " а зачем? Ведь наша цель привить ей социальные навыки, а она как раз таким способом показывает свои желания, т.е. в этом случае поведение дочери является социальным". Для родителей, которые на практике сталкиваются с подобным поведением, такое мнение интуитивно кажется неверным, в книге же как раз и говорится, что это псевдосоциальное поведение. Родителям рекомендую книгу как практическое пособие, а так же для возможности более адекватно оценивать действия специалистов, которые работают с вашими детьми. Ну а добросовестные специалисты и сами оценят ее по достоинству. Еще раз скажу, в ней очень много примеров, рассматриваются различные ситуации, даются ценные советы! Уж простите, что подробней не пишу!
Последний раз редактировалось: rozab (Пт 28 Фев - 11:40), всего редактировалось 1 раз(а)
Инфографика "Что такое АВА"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Инфографика "Что такое АВА"
Инфографика "Что такое АВА"
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Новая книга об АВА "Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения". Авторы: Мелешкевич Ольга и Юлия Эрц
Новая книга об АВА "Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения". Авторы: Мелешкевич Ольга и Юлия Эрц
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Книгу можно купить в обществе "Добро". Цена: 400 руб. в розницу и 300 руб. оптом (от 30 экземпляров). Наложенным платежом не высылают.rozab пишет:[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Отзыв о новой книге С.С.Морозовой "Основные аспекты использования ABA при аутизме"
Москва, Казарменный пер. 4, строение 3, кв. 1., телефон/факс: (495) 917-37-41
Выдержки из отзывов:
«…Книга Светланы Сергеевны Морозовой относится к той методической литературе, которую ждут специалисты-практики, работающие с аутичными детьми. Выход ее в свет поможет практикам (прежде всего педагогам, логопедам, психологами др.) в обоснованном выборе подхода и организации коррекционно-педагогической работы с аутичными детьми; поможет заинтересованным родителям разобраться в «плюсах» и «минусах» прикладного анализа поведения и осознанно настроиться на интенсивное сотрудничество со специалистами в случае выбора АВА; поможет студентам разносторонне изучить поведенческую терапию. В связи с этим, представляется важным рекомендовать книгу С.С. Морозовой в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов повышения квалификации по специальной психологии и коррекционной педагогике.»
Директор ГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» Псковской области к.п.н., засл. учитель России А.М.Царев
"…Эта книга отражает проделанный автором путь, сопровождаемый тесным сотрудничеством и взаимодополнением теории и практики. Путь начатый задолго до обучения в PCDI и, затем, продолженный здесь же. Благодаря тому, что автор был уже готовым специалистом к моменту обучения в PCDI, и применение полученных знаний и наработанного в США опыта проходило сквозь призму, с одной стороны, отечественного близкого коллегам подхода, с другой стороны, в наших же — отечественных реалиях (социокультурных, экономических, политических), мы и смогли получить гибкую адаптацию метода. Ассимиляцию его лучших сторон и качеств…"
"...Еще одна ценность книги состоит в том, что она, основываясь на практической деятельности автора, снабжена многочисленными примерами заданий, случаев, историй развития. Примеров живых людей, получивших реальную помощь от проделанной совместно работы. Отражена практика, способная сделать жизнь конкретного ребенка с тяжелыми и осложненными формами аутизма лучше именно в наших условиях…"
Председатель Совета .
БОО «Центр помощи аутичным детям» Трофимович О.А
"...Книга «Основные аспекты использования АВА при аутизме» - одна из форм предоставления информации о детях с расстройствами аутистического спектра широкому кругу педагогов, которые могут получить общие сведения об особенностях детей и современном подходе к организации учебной деятельности с ними, и родителей, которым предоставляется информация о преимуществах применения прикладного поведенческого анализа и о важности роли взаимодействия всех участников обучения детей с РАС. Достоинство этой книги - доступное, популярное изложение АВА по формированию взаимодействия с ребенком с РАС, обеспечению преемственности в деятельности родителей и педагогов в организации учебно-воспитательного процесса.
Книга содержит много примеров из собственной практики, а не выписки из научно-методической литературы. Этими примерами могут воспользоваться учителя и родители, столкнувшиеся с проблемой аутизма. Особенно интересны примеры применения подкреплений, построения индивидуальных программ по отдельным навыкам и видам проблемного поведения.
Данная книга является актуальной для родителей и специалистов и имеет для них практическое значение…"
Председатель
ПРОБО «Общество помощи аутичным детям» Ю.В. Корелина
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Десятка лучших стратегий для поддержки детей с аутизмом дома
Поведенческий аналитик о том, что можно сделать для развития всех детей с аутизмом в домашних условиях
По моему опыту, есть несколько ключевых стратегий и методов, которые нужны во многих домах, где есть ребенок с аутизмом, но, к сожалению, их там не хватает. Если вы будете придерживаться этих стратегий до того как начнете домашнюю программу АВА-терапии, то ваш консультант будет очень благодарен за то, что вы заранее облегчили работу. Однако, в первую очередь, эти стратегии уменьшат стресс в вашей собственной жизни, как и в жизни вашего ребенка, и упростят обучение его новым навыкам. Даже если у вас нет возможности обеспечить ABA-терапию, эти стратегии могут изменить жизнь вашего ребенка к лучшему сами по себе. Я рекомендую внедрить эти стратегии как можно скорее, чем младше ребенок, тем лучше. Однако если вы заботитесь о ребенке постарше или о взрослом с аутизмом, то эти стратегии будут не менее полезны.
1. Структура/рутина дома: Последовательность и знание о том, чего ожидать, помогает ребятам с аутизмом справиться с ежедневными трудностями. Разработайте ежедневную рутину для вашего дома и как можно строже ее придерживайтесь. Каждый день ребенок должен ложиться спать в одно и то же время. Ужин должен быть в одно и то же время. Прогулка на улице должна быть в одно и то же время. Резкие, неожиданные и значительные изменения день ото дня и от момента к моменту — это надежный путь к нежелательному поведению или полноценной истерике у вашего ребенка. Разработка рутины, основанной на том, чем вы занимаетесь каждый день, позволяет ребенку чувствовать больше контроля над окружающей средой.
2. Визуальное/ежедневное расписание: Понятно, почему нужно начать с создания ежедневной рутины? Визуальные расписания жизненно необходимы для обучения ребенка независимости. Как вашему ребенку научиться самостоятельно выполнять утреннюю рутину, завтракать, собираться в школу? Очень просто: визуальное расписание. Вы никогда не ловили себя на том, что повторяете одно и то же требование 2, 3, а то и 85 раз подряд? Сделайте визуальное расписание. Когда ваш ребенок завершает занятие или задачу, он начинает просто слонятся из угла в угол, заполняя время самостимуляциями и нежелательным поведением? Создайте визуальное расписание. Визуальное расписание помогает этим ребятам понимать, что они должны сейчас делать, что будет потом, а что после этого. Небольшой совет: пожалуйста, не используйте письменные расписания с детьми, которые пока не умеют читать. Это бесполезно. Используйте фотографии и картинки.
3. Система коммуникации: Мне приходится часто говорить об обучении навыкам коммуникации, и это именно то, с чего надо начинать, причем как можно раньше. Возможно, ваш ребенок может общаться с помощью языка жестов, планшета, системы PECS и так далее. Самое главное, чтобы все в доме согласились поощрять и принимать именно эту систему коммуникации. Если ребенок может говорить, тогда поощряйте его за устные слова и требуйте их. Если ребенок может обращаться с жестами, то поощряйте и требуйте от него жесты. Очень часто я вижу, что дома ребенок использует множество неэффективных и слабых видов коммуникации, и это проблема, которую необходимо решить. Начните поощрять только одну систему коммуникации, и убедитесь, что в семье все понимают необходимость этого.
4. Ограниченный доступ к поощрениям: Никакого «свободного доступа» или «кусочничанья». Свободный доступ означает, что если ребенок просто «обожает» мультфильм про Дашу Следопыта, то у него есть возможность смотреть Дашу часами каждый день. Кусочничанье означает, что если ребенок просто «обожает» крендельки, то он в любой момент может прийти на кухню, открыть буфет и взять целую горсть крендельков. Если у вашего ребенка есть свободный и неограниченный доступ к тому, что больше всего ему нравится, то как вы будете поощрять его за верное поведение? Позитивное поощрение — это эффективная и критически важная стратегия для обучения вашего ребенка новым навыкам. И когда я слышу от родителей: «У нее просто нет никаких поощрений!», то очень часто это означает, что у ребенка нет необходимости работать ради чего-то, потому что у нее есть доступ ко всему, что она пожелает.
5. Активные стратегии по предотвращению побегов: Риск побега — это огромная угроза безопасности для многих ребят с аутизмом, особенно для невербальных детей. Вы можете начать учить ребенка, что убегать нельзя, с самого раннего возраста. Вместе с рутиной дома (видите, как она важна?), у вас должны быть правила поведения в доме. Правило насчет побегов может звучать как: «Надо спросить маму, прежде чем выходить на улицу». Сделайте визуальные подсказки о правиле «Остановись и спроси» и расположите их рядом с каждой дверью. Когда ребенок приближается к двери, ему нужно напомнить, что он не может выходить на улицу один. Учите ребенка подходить к вам и использовать свою систему коммуникации (PECS, жесты, планшет и так далее), чтобы попросить «гулять». Я предлагаю закрывать визуальные подсказки на ночь, чтобы обозначить, что теперь выходить на улицу вообще нельзя. Или можно повесить другую подсказку, например, «Подожди». Объясните ребенку, что можно выходить на улицу, только когда светит солнце.
6. Доска для выбора: Мне всегда нравится учить моих ребят навыку делать выбор. Ведь собственный выбор — это основополагающее право каждого человека, но когда речь идет о детях с инвалидностью, это право часто игнорируется. Многие виды проблемного поведения можно уменьшить или вообще искоренить, если просто предоставить ребенку больше возможностей для выбора, например, где ему сидеть, какой фильм смотреть, пить ему сок или молоко. Для того, чтобы помочь ребятам сделать выбор, я обычно делаю визуальную доску выбора, на которой располагаются карточки, обозначающие их любимые занятия, продукты или игрушки. В течение дня я множество раз демонстрирую им доску выбора и позволяю им выбирать, чем занятся, что есть или с чем играть. В зависимости от ребенка доска выбора может обновляться с различной регулярностью, если ребенку надоедают его поощрения. Мне также нравится пользоваться доской выбора, потому что она учит рассматривать разные предметы и выбирать один из них. Если у вас невербальный ребенок, то вместо того, чтобы бегать вокруг, пытаясь понять, что ему нужно, пока он вопит и кричит, просто протяните ему доску с картинками и скажите «Выбирай».
7. Условия для приучения к туалету: Речь идет о большой стратегии, которая нужна во многих домах, но очень редко в них встречается. Даже если ваш ребенок пока слишком маленький для приучения к туалету, вы должны начать эту стратегию немедленно. Меняйте подгузники только в ванной комнате, приучайте ребенка помогать вам при одевании и раздевании, пусть он сам выбросит испачканный подгузник, а потом помоет руки. Вы учите всему, что связано с туалетом, помимо, собственно, сидения на унитазе. Ребенок привыкает к ванной комнате и усваивает многие навыки, которые понадобятся ему позже (например, как расстегнуть молнию на штанах). Для сложных навыков, например, мытья рук, сделайте пошаговое визуальное расписание. Если ребенок испачкался, то он должен участвовать в переодевании, выбросить подгузник или испачканные трусы, помыть руки.
8. Предметы для мультимодальной сенсорной стимуляции: Это напрямую связано с уменьшением повторяющегося, самостимулирующего поведения и гиперактивности. Если ребята слишком много времени тратят на стимминг, родители часто просят меня уменьшить его. Ну, стимминг для чего-то нужен вашему ребенку. Так что я всегда рекомендую перенаправить его, а не подавалять. Подберите предметы, с которыми ваш ребенок сможет манипулировать и взаимодействовать, чтобы получить нужную сенсорную стимуляцию, так что ему не придется целый день бродить по дому и мычать, трясти руками или кружиться на месте. Возможные варианты включают большие гимнастические мячи, батут, сенсорные коробки с разнообразными предметами, светящиеся игрушки, пальцевые краски и так далее.
9. Рабочее место для самостоятельных занятий: Завершение задач — это одна из моих самых любимых программ. Я люблю эту программу, потому что она обучает навыкам досуга (мои ребята практически никогда не имеют навыков уместного досуга, когда я с ними встречаюсь) и независимости. Вам приходится развлекать ребенка целый день? Если вам нужно позвонить, постирать или отправить письма по электронной почте, ваш ребенок сможет занять себя? Если нет, то его необходимо обучать независимым занятиям. Выделите небольшое рабочее место, подберите несколько занятий и установите таймер. Учите ребенка выполнять задания, пока таймер не сработает, а затем дайте ему большое поощрение. С течением времени занятия за рабочим местом можно добавить к визуальному расписанию (видите, почему оно так важно?), а ребенок сможет самостоятельно перекусить, прибраться, сделать два занятия за рабочим местом, начать делать домашние задания и так далее.
10. Место для отдыха: Это еще одна стратегия, которую бы мне хотелось встречать чаще, потому что очень часто она необходима. Ребята с аутизмом испытывают сильные перегрузки и чрезмерную стимуляцию в течение дня, что выливается в капризы, нытье, истерики и самоагрессию. Очень часто я наблюдаю, как родители берут на себя всю ответственность за эмоции ребенка. Например, поднимают ревущего ребенка, укачивают и утешают его, пока он не перестанет плакать. Во-первых, этим они подкрепляют проблемное поведение. Во-вторых, нам важно с самого раннего возраста учить детей, что они могут контролировать свои эмоции. Выделите тихий угол в доме и положите туда предметы, помогающие успокоиться (подушки, напольные мешки, гимнастический мяч и так далее). Когда ребенок расстроен или страдает от перегрузки, объясните ему, что ему нужно успокоиться, например: «Ты плачешь и бросаешь игрушки. Тебе нужно успокоиться». Направьте ребенка в место для отдыха и помогите ему заняться чем-нибудь успокаивающим, например, глубоко и медленно дышать, считать до пяти и так далее. Используйте визуальные подсказки, чтобы показать ребенку, какие шаги нужно сделать, чтобы успокоиться. Хвалите и поощряйте ребенка за улучшения в его настроении. С течением времени вы сможете просто говорить ребенку, что нужно пойти успокоиться, и он сможет самостоятельно пойти в место для отдыха, практиковать упражнения для релаксации и вернуться, когда почувствует себя лучше. Успокаивающие стретегии (их визуальные подсказки) нужно всегда носить с собой и пользоваться ими в любой обстановке. Важно не само место, а то, что вы учите ребенка регулировать собственные эмоции.
Десятка лучших стратегий для поддержки детей с аутизмом дома
Поведенческий аналитик о том, что можно сделать для развития всех детей с аутизмом в домашних условиях
По моему опыту, есть несколько ключевых стратегий и методов, которые нужны во многих домах, где есть ребенок с аутизмом, но, к сожалению, их там не хватает. Если вы будете придерживаться этих стратегий до того как начнете домашнюю программу АВА-терапии, то ваш консультант будет очень благодарен за то, что вы заранее облегчили работу. Однако, в первую очередь, эти стратегии уменьшат стресс в вашей собственной жизни, как и в жизни вашего ребенка, и упростят обучение его новым навыкам. Даже если у вас нет возможности обеспечить ABA-терапию, эти стратегии могут изменить жизнь вашего ребенка к лучшему сами по себе. Я рекомендую внедрить эти стратегии как можно скорее, чем младше ребенок, тем лучше. Однако если вы заботитесь о ребенке постарше или о взрослом с аутизмом, то эти стратегии будут не менее полезны.
1. Структура/рутина дома: Последовательность и знание о том, чего ожидать, помогает ребятам с аутизмом справиться с ежедневными трудностями. Разработайте ежедневную рутину для вашего дома и как можно строже ее придерживайтесь. Каждый день ребенок должен ложиться спать в одно и то же время. Ужин должен быть в одно и то же время. Прогулка на улице должна быть в одно и то же время. Резкие, неожиданные и значительные изменения день ото дня и от момента к моменту — это надежный путь к нежелательному поведению или полноценной истерике у вашего ребенка. Разработка рутины, основанной на том, чем вы занимаетесь каждый день, позволяет ребенку чувствовать больше контроля над окружающей средой.
2. Визуальное/ежедневное расписание: Понятно, почему нужно начать с создания ежедневной рутины? Визуальные расписания жизненно необходимы для обучения ребенка независимости. Как вашему ребенку научиться самостоятельно выполнять утреннюю рутину, завтракать, собираться в школу? Очень просто: визуальное расписание. Вы никогда не ловили себя на том, что повторяете одно и то же требование 2, 3, а то и 85 раз подряд? Сделайте визуальное расписание. Когда ваш ребенок завершает занятие или задачу, он начинает просто слонятся из угла в угол, заполняя время самостимуляциями и нежелательным поведением? Создайте визуальное расписание. Визуальное расписание помогает этим ребятам понимать, что они должны сейчас делать, что будет потом, а что после этого. Небольшой совет: пожалуйста, не используйте письменные расписания с детьми, которые пока не умеют читать. Это бесполезно. Используйте фотографии и картинки.
3. Система коммуникации: Мне приходится часто говорить об обучении навыкам коммуникации, и это именно то, с чего надо начинать, причем как можно раньше. Возможно, ваш ребенок может общаться с помощью языка жестов, планшета, системы PECS и так далее. Самое главное, чтобы все в доме согласились поощрять и принимать именно эту систему коммуникации. Если ребенок может говорить, тогда поощряйте его за устные слова и требуйте их. Если ребенок может обращаться с жестами, то поощряйте и требуйте от него жесты. Очень часто я вижу, что дома ребенок использует множество неэффективных и слабых видов коммуникации, и это проблема, которую необходимо решить. Начните поощрять только одну систему коммуникации, и убедитесь, что в семье все понимают необходимость этого.
4. Ограниченный доступ к поощрениям: Никакого «свободного доступа» или «кусочничанья». Свободный доступ означает, что если ребенок просто «обожает» мультфильм про Дашу Следопыта, то у него есть возможность смотреть Дашу часами каждый день. Кусочничанье означает, что если ребенок просто «обожает» крендельки, то он в любой момент может прийти на кухню, открыть буфет и взять целую горсть крендельков. Если у вашего ребенка есть свободный и неограниченный доступ к тому, что больше всего ему нравится, то как вы будете поощрять его за верное поведение? Позитивное поощрение — это эффективная и критически важная стратегия для обучения вашего ребенка новым навыкам. И когда я слышу от родителей: «У нее просто нет никаких поощрений!», то очень часто это означает, что у ребенка нет необходимости работать ради чего-то, потому что у нее есть доступ ко всему, что она пожелает.
5. Активные стратегии по предотвращению побегов: Риск побега — это огромная угроза безопасности для многих ребят с аутизмом, особенно для невербальных детей. Вы можете начать учить ребенка, что убегать нельзя, с самого раннего возраста. Вместе с рутиной дома (видите, как она важна?), у вас должны быть правила поведения в доме. Правило насчет побегов может звучать как: «Надо спросить маму, прежде чем выходить на улицу». Сделайте визуальные подсказки о правиле «Остановись и спроси» и расположите их рядом с каждой дверью. Когда ребенок приближается к двери, ему нужно напомнить, что он не может выходить на улицу один. Учите ребенка подходить к вам и использовать свою систему коммуникации (PECS, жесты, планшет и так далее), чтобы попросить «гулять». Я предлагаю закрывать визуальные подсказки на ночь, чтобы обозначить, что теперь выходить на улицу вообще нельзя. Или можно повесить другую подсказку, например, «Подожди». Объясните ребенку, что можно выходить на улицу, только когда светит солнце.
6. Доска для выбора: Мне всегда нравится учить моих ребят навыку делать выбор. Ведь собственный выбор — это основополагающее право каждого человека, но когда речь идет о детях с инвалидностью, это право часто игнорируется. Многие виды проблемного поведения можно уменьшить или вообще искоренить, если просто предоставить ребенку больше возможностей для выбора, например, где ему сидеть, какой фильм смотреть, пить ему сок или молоко. Для того, чтобы помочь ребятам сделать выбор, я обычно делаю визуальную доску выбора, на которой располагаются карточки, обозначающие их любимые занятия, продукты или игрушки. В течение дня я множество раз демонстрирую им доску выбора и позволяю им выбирать, чем занятся, что есть или с чем играть. В зависимости от ребенка доска выбора может обновляться с различной регулярностью, если ребенку надоедают его поощрения. Мне также нравится пользоваться доской выбора, потому что она учит рассматривать разные предметы и выбирать один из них. Если у вас невербальный ребенок, то вместо того, чтобы бегать вокруг, пытаясь понять, что ему нужно, пока он вопит и кричит, просто протяните ему доску с картинками и скажите «Выбирай».
7. Условия для приучения к туалету: Речь идет о большой стратегии, которая нужна во многих домах, но очень редко в них встречается. Даже если ваш ребенок пока слишком маленький для приучения к туалету, вы должны начать эту стратегию немедленно. Меняйте подгузники только в ванной комнате, приучайте ребенка помогать вам при одевании и раздевании, пусть он сам выбросит испачканный подгузник, а потом помоет руки. Вы учите всему, что связано с туалетом, помимо, собственно, сидения на унитазе. Ребенок привыкает к ванной комнате и усваивает многие навыки, которые понадобятся ему позже (например, как расстегнуть молнию на штанах). Для сложных навыков, например, мытья рук, сделайте пошаговое визуальное расписание. Если ребенок испачкался, то он должен участвовать в переодевании, выбросить подгузник или испачканные трусы, помыть руки.
8. Предметы для мультимодальной сенсорной стимуляции: Это напрямую связано с уменьшением повторяющегося, самостимулирующего поведения и гиперактивности. Если ребята слишком много времени тратят на стимминг, родители часто просят меня уменьшить его. Ну, стимминг для чего-то нужен вашему ребенку. Так что я всегда рекомендую перенаправить его, а не подавалять. Подберите предметы, с которыми ваш ребенок сможет манипулировать и взаимодействовать, чтобы получить нужную сенсорную стимуляцию, так что ему не придется целый день бродить по дому и мычать, трясти руками или кружиться на месте. Возможные варианты включают большие гимнастические мячи, батут, сенсорные коробки с разнообразными предметами, светящиеся игрушки, пальцевые краски и так далее.
9. Рабочее место для самостоятельных занятий: Завершение задач — это одна из моих самых любимых программ. Я люблю эту программу, потому что она обучает навыкам досуга (мои ребята практически никогда не имеют навыков уместного досуга, когда я с ними встречаюсь) и независимости. Вам приходится развлекать ребенка целый день? Если вам нужно позвонить, постирать или отправить письма по электронной почте, ваш ребенок сможет занять себя? Если нет, то его необходимо обучать независимым занятиям. Выделите небольшое рабочее место, подберите несколько занятий и установите таймер. Учите ребенка выполнять задания, пока таймер не сработает, а затем дайте ему большое поощрение. С течением времени занятия за рабочим местом можно добавить к визуальному расписанию (видите, почему оно так важно?), а ребенок сможет самостоятельно перекусить, прибраться, сделать два занятия за рабочим местом, начать делать домашние задания и так далее.
10. Место для отдыха: Это еще одна стратегия, которую бы мне хотелось встречать чаще, потому что очень часто она необходима. Ребята с аутизмом испытывают сильные перегрузки и чрезмерную стимуляцию в течение дня, что выливается в капризы, нытье, истерики и самоагрессию. Очень часто я наблюдаю, как родители берут на себя всю ответственность за эмоции ребенка. Например, поднимают ревущего ребенка, укачивают и утешают его, пока он не перестанет плакать. Во-первых, этим они подкрепляют проблемное поведение. Во-вторых, нам важно с самого раннего возраста учить детей, что они могут контролировать свои эмоции. Выделите тихий угол в доме и положите туда предметы, помогающие успокоиться (подушки, напольные мешки, гимнастический мяч и так далее). Когда ребенок расстроен или страдает от перегрузки, объясните ему, что ему нужно успокоиться, например: «Ты плачешь и бросаешь игрушки. Тебе нужно успокоиться». Направьте ребенка в место для отдыха и помогите ему заняться чем-нибудь успокаивающим, например, глубоко и медленно дышать, считать до пяти и так далее. Используйте визуальные подсказки, чтобы показать ребенку, какие шаги нужно сделать, чтобы успокоиться. Хвалите и поощряйте ребенка за улучшения в его настроении. С течением времени вы сможете просто говорить ребенку, что нужно пойти успокоиться, и он сможет самостоятельно пойти в место для отдыха, практиковать упражнения для релаксации и вернуться, когда почувствует себя лучше. Успокаивающие стретегии (их визуальные подсказки) нужно всегда носить с собой и пользоваться ими в любой обстановке. Важно не само место, а то, что вы учите ребенка регулировать собственные эмоции.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Как правильно выбрать АВА-тераписта.
Памятка для родителей
Дорогие друзья, уважаемые коллеги,
я убеждена, что излишне будет говорить о том, какие чувства мы испытываем, ежедневно получая подтверждение того, что начатый нами проект «АВА в России» не просто успешно функционирует, но и приносит реальную отдачу.
Всё больше родителей узнают о методе, всё больше специалистов хотя научиться поведенческому анализу, всё больше людей, так или иначе, избавляются от негативизма и предрассудков.
И это не только наша заслуга. Без вас, без тех, кто поверил, начал пробовать, пришёл учиться - это было бы невозможно.
Но нашей общей задачей является не только желание внедрить успешную и эффективную методику, но и создать качественный реабилитационный сервис, выстроить отношения, в которых понятия этики и ответственности будут неотделимы от профессионализма, в которых каждый участник будет чувствовать себя защищённым и чётко понимать, как строится весь терапевтический процесс и какие права и обязанности несёт каждая из сторон.
Россия, страна большая, разброс возможностей и потребностей широчайший. Информационная и прочая асимметрия пока ещё очень велика. Никакой экспертной институции, которая бы хоть как-то контролировала и регулировала отношения между семьями и терапевтами не существует. Каждый полагается на собственную интуицию, знания, общую информированность и личную устойчивость.
Так как никто кроме нас самих не защитит нас от недобросовестности, некомпетентности и шарлатанства «Центр проблем аутизма» сформулировал несколько правил, которые помогут вам хоть как-то ориентироваться в вопросах, касающихся взаимодействия с поведенческими аналитиками, которым вы доверяете своего ребёнка
Конечно, было бы идеально, если бы человек, пришедший к вам в семью в качестве поведенческого аналитика уже имел с собой стандартный типовой договор, лицензию на право заниматься практикой, диплом о соответствующем образовании и рекомендации предыдущих пациентов.
Когда-нибудь так и будет, ну а пока:
1. Хорошо бы, чтобы АВА-терапист, не просто прочитал книжки Ловааса и Кэтрин Моррис, а всё-таки, как минимум, поучаствовал в семинарах, проводимых лицензированными специалистами и супервайзерами по АВА или, в идеале, прослушал сертифицированный курс. И лучше, если это будет не однодневная бесплатная 2-х часовая лекция на тему «Что такое АВА? И с чем её сервируют?». А хотя бы 2-х и более -дневный семинар-практикум или тренинг.
Как это определить? Информация обо всех подобных мероприятиях всегда есть в сети, в сообществе moskowaba, на нашей странице в ФБ и т.д. И после КАЖДОГО такого обучения выдаётся документ или сертификат. Если у Вас есть сомнения, что документ подлинный, вы всегда можете написать на почту sofiafalk-гав-гав-list.ru или sofiafalk71-гав-гав-gmail.com и мы проверим по спискам, истинность утверждений претендента.
В будущем будет создана специальная единая база терапистов, она будет в открытом доступе, и там будет указано как, где, когда и чему учился АВА-терапист.
2. Помните, что в данный момент; в России НЕТ АВА-терпевтов, которые могут сами строить программы и супервизировать работу младших терапистов. Поэтому, если к вам приходит АВА-терапист(ка) и обещает быстро и бесплатно (?!!!) построить программу, а также проконтролировать её исполнение и корректировку (даже если этот терапист показывает сертификат о двух прослушанных модулях, например), значит это очень тревожный сигнал. Ибо составлять программу начинающий терапист не просто не может, а не имеет права. Он обязан провести диагностику ребёнка, а дальше связаться со своим супервизором для уточнения программы и чётких инструкций. При этом вы должны чётко понимать, что составление программы входит в терапевтический процесс и не оплачивается отдельно. Так же как составление и ведение таблиц и протоколов.
И лучше, если вы свяжитесь с «Центром проблем аутизма» и посоветуетесь, как вам быть дальше. Поймите, это не только сохранит вам деньги, нервы и психическое здоровье вашего ребёнка, но и убережёт от этих грабель других родителей, которые бросаясь к АВА, как к последнему спасению, со всего размаху влетают в недобросовестных исполнителей.
3. Вы платите за час терапии, поэтому, если к вам приходят две терапистки и авторитетно заявляют, что они должны работать вдвоём, что так положено, что с вашим ребёнком по-другому нельзя и прочие изыски, а вы должны оплачивать каждой почасовую таксу - знайте это наглое разводилово, обман и мошенничество чистой воды. Вы оплачиваете только час, а уж как они будут делить эту сумму - это вас вообще не должно интересовать. Не говоря уж о том, что сама эта идея двух терапистов одновременно, представляется мне весьма и весьма спорной в контексте самой методологии.
4. Самое щекотливое - цена за час АВА-терапии. Мы уже вешали в сообществе пост о международных расценках, принятых в Европе и Америке. Но у нас, как известно, свой путь и своя особенная стать. Европы и Америки нам не указ, однако, это не значит, что начинающие тераписты могут назначать любую, удобную для себя цену, а родитель обязан смиренно это принимать.
Чтобы не быть голословными, мы запросили Сертификационный совет и оттуда нам передали контакты нескольких крупных и весьма уважаемых АВА-центров, которые охотно разъяснили нам политику ценообразования.
Существует несколько уровней АВА-терапистов. Самый нижний – начинающий терапист, без образования и опыта. Его такса составляет не более 10 долларов в час брутто. То есть с этих денег он платит ещё и налог.
Самый высший уровень – супервайзер. В его задачу входит корректировка составленных терапистами более низких уровней программ, координация работы всех специалистов, работающих с ребёнком и супервизия. Его максимальный оклад может достигать 50-70 долларов в час брутто.
Москва – город богатых возможностей и высоких потребностей. Но если к вам приходит молодая девушка, вчерашняя студентка, которая не более года назад узнала о том, что такое АВА и с чем её едят, и с порога заявляет, что менее 500 рублей она брать не может, так как иначе ей не хватает на еду, а узнав, что в данный момент вы не можете оплачивать 30 часов в неделю (неважно по какой причине), а берёте только 5 или 10 заявляет, что тогда она будет брать с вас 1000 руб в час - это повод задуматься.
Разумеется, среди тех, кто начал учиться в сертифицированной программе не только вчерашние студентки, есть среди них и весьма уважаемые люди, опытные психологи и кандидаты наук. Разумеется, такой специалист может назначить вам цену с учётом своей обычной таксы. Но я доподлинно знаю, что даже такие титулованные мастодонты не берут более 1000 рублей за час АВА-терапии.
И уж никак оплата АВА-тераписта не зависит от того, какое количество других специалистов работает с вашим ребёнком. Во-первых, потому, что как было изложено выше, начинающий терапист не имеет ни права, ни полномочий, ни соответствующих компетенций вмешиваться и корректировать чужую работу, во-вторых, потому, что это никак не влияет на его собственную нагрузку. И если терапист будет уверять вас в обратном – это снова серьёзный повод задуматься о его профессионализме и его этической порядочности.
5. Теперь самое главное. А что, собственно, будут из себя представлять занятия с вашим ребёнком.
Вот тут, Катя Мень уже немного рассказывала о целях и задачах. Поэтому, чтобы не повторяться и не вставать два раза я просто процитирую Катино письмо, написанное на днях, как раз одной из мам, которая в ужасе позвонила после занятий АВА со своей девочкой, чтобы выяснить, а туда ли она вообще попала:
«Естественность среды - это дом, это реальная среда обитания ребенка и взаимодействие с этой средой - уже достаточная задача, и достаточный "ассортимент" для научения коммуникации. Именно поэтому по стандарту современная АВА терапия проводится дома, затем на улице (например, на площадках, где ребенок гуляет), затем в транспорте, в магазине - то есть в реальной жизни, к которой ребенка и готовят.
Но главное, главное!! должно быть проведено тестирование ребенка и должно быть проведено тестирование поощрений. В арсенале терапевта должен быть набор удовольствий ребенка, за которые он что называется "жизнь отдаст", этот набор должен использоваться ТОЛЬКО на занятиях, и никогда вне их. Если ребенок любит какое-то печенье, то оно выбирается в качестве поощрения и полностью убирается из обихода. Если ребенок до смерти любит какую-то тряпочку, игрушку, крутящуюся крышечку, какую-то шелестящую книжечку, какую-то силиконовую мацалку, какой-то мультик, какое-то действие в отношении себя, - все это остается в качестве начального поощрения. И не дается вне терапии никогда. Потом, постепенно вы придете к тому, что ребенок будет работать за похвалу. Вы введете жетоны (набор жетонов - большое поощрение), они станут для него "деньгами", за которые он будет работать.
НО! Без индивидуально вычисленных поощрений терапию начинать НЕЛЬЗЯ!!!! Если ребёнка волокут по полу к столу, и ребенок не знает, ЗАЧЕМ его волокут (а, поверьте, он не знает, и аутист - любой! - ждет от незнакомой ситуации ТОЛЬКО ПЛОХОГО, поэтому важно показать ему, что будет ХОРОШЕЕ), - это не то что не АВА, это просто ровно наизнанку вывернутый метод, это фашизм.
Ребенка, не сидящего за столом, приучают к этому в рамках ОТДЕЛЬНОЙ программы. Когда понятны поощрения, то ребенок сажается на ПОЛМИНУТЫ и за это получает поощрение. Потом минута, потом две и тд. Кажется, что медленно. Но, поверьте, через неделю ребенок РАДОСТНО садится за стол - потому что ему дали ПОЗНАТЬ, что за столом сидеть - это приятно, это не страшно. АВА должна проходить ТОЛЬКО в позитиве. Занятия начинаются только на том, что ребенок любит! С ЕГО ЛЮБИМОГО, с освоенного им. Если ребенок стоит на голове, то пусть он постоит на голове в первые минуты занятия. Дальше он стоит на голове, но в маленькие промежутки стояния на голове "засовывается" что-то новое. И так периоды между стоянием на голове расширяются. Когда это делает технично и хотя бы часов 15 в неделю, с соблюдением правильной скорости, с правильно подобранными поощрениями, то Вы будете удивлены, с каким темпом идет прогресс и процесс "обуздания" вашего, казалось бы, неуправляемого ребенка.
Теперь про ор. Это важно. Ребенок может орать. Без этого иногда невозможно, порой, пройти первые уроки. В американской практике иногда родителям советуют уходить в первые сессии из дома. Но! Это можно делать ТОЛЬКО тогда, когда ты понимаешь, что терапевт имеет опыт правильно справляться с этим, ТОЛЬКО тогда, когда терапевт отличает ор сопротивления от ора СТРЕССОВОГО, ТОЛЬКО тогда, когда ребенок точно знает, что выход из этого состояния будет поощрен. Грамотные тераписты делают так. Они встают сверху на закинувшимся ребенком, молча, спокойно нависают над ним, демонстрируя полное спокойствие и уверенность. НИКОГДА не прикасаются к нему в этот момент (потому что мы не знаем, что чувствует ребенок в момент истерики - у него могут обостряться сенсорные ощущения и любое прикосновение может для него представлять элементарную невыносимую боль, что будет только усугублять его истерическое состояние). Они на расстоянии, но в поле его видимости показывают то, что они контролируют ситуацию. Они научают тем самым чувствовать в них авторитет. Больше никаких действий. Любое действие может в этот момент восприниматься ребенком как реакция, и он может захотеть эту реакцию провоцировать и дальше. Игнорирование с демонстрацией непреклонности и контроля - таково правильное поведение терапевта. Никаких уговоров, вообще никаких слов!
Далее, когда он выходит из этого состояния, ребенок очень быстро фиксируется на этом выходе, ему позитивно обозначают, что он молодец и тут же дается поощрение. Тут надо обладать определенной степенью техничности. Чтобы успеть закрепить именно ХОРОШЕЕ поведение. Далее, ребенок может орать во время исполнения задачи - она для него трудна, требует мобилизации каких-то неразвитых сил, но тогда ребенок орет и ВЫПОЛНЯЕТ.
Он может плакать во время исполнения задачи - тогда это всего лишь сигнал того, что он просто не умеет еще сформулировать свою эмоцию. Он просто еще не обладает должным набором коммуникации, чтобы в нормальном виде сообщить вам свои трудности.
Терапист всегда знает, что на фоне такого плача можно работать, что это не стрессогенный плач. На этом фоне никогда нельзя завершать занятие. Как начало, так и конец сессии должен происходить ТОЛЬКО на полном позитиве. Если даже по программе последняя задача, которую он решает, вызывает слезы, сессию заканчивать нельзя. Надо предложить задание, которое ребенок исполняет легко, которое он уже освоил. Такое задание может так же выполнять функцию поощрения. Это тоже техника.
Терапист должен постоянно делать эти наблюдения, это и называется - поведенческий АНАЛИЗ! Это очень структурированная, но очень творческая работа. Только в этом случае она дает правильный результат. Ребенок должен чувствовать себя УСПЕШНЫМ. Расстраивает ребенка в первую очередь неуспешность. Он не хочет быть плохим. Он хочет быть хорошим, и АВА-терапевт должен постоянно поддерживать его личное чувство хорошести. Именно так и создается система обучения, внутри которой неадаптивный ребенок обретает опору и, соответственно, пластичность. Его хорошесть все время, все время поддерживается. Вы все в семье должны включиться в эту матрицу поведения. Ребенок постоянно вне терапий должен получатьот вас бурную похвалу. и не получать НИКАКИХ реакций на неправильное поведение.»
От себя я добавлю только одно:
мы часто слышим от разных специалистов, что поведенческий анализ, АВА, – это жёсткая дрессура, которая делает из ребёнка маленького робота не способного к самостоятельности, с жёстко закреплённым поведением, лишённого всякого творчества, гибкости и саморегуляции.
Я в таких случаях привожу два примера. Один с моим собственным сыном, второй - вычитанный когда-то давно в какой-то немецкой, кажется, книжке.
Мой мальчик приходит домой, снимает куртку, аккуратно вешает её, снимает ботинки и сразу идёт мыть руки в ванну. Делает он это абсолютно автоматически, не задумываясь, и не отвлекаясь особенно на осмысление. И так он делает везде и всегда. Я делаю точно так же и не уверена, что моя привычка продиктована реальным ощущением грязи на моих руках, а не просто вошла в некоторый стереотипический ритуал, не выполнить который мне некомфортно. Точно так же некомфортно и моему сыну. Однако в ситуации, где руки не получается помыть по тем или иным причинам он вполне себе принимает этот форс-мажор, и он не выбивает его из привычного ритма. Научен он был этому в рамках обычной домашней АВА-терапии. А так же надевать пижаму, убирать постель, надевать правильно носки, переодеваться и т.д. На робота он при этом не похож, на поощрение после выполнения этих нехитрых действий не зомбирован.
Второй пример – классика. Один ребёнок никак не желал мыться. Причём иногда родителям удавалось затащить его в ванну относительно спокойно, но зачастую это превращалось в кошмар для всей семьи. Приглашённый в дом поведенческий аналитики очень быстро понял, что ребёнку «мешает» розовое мыло с сильным запахом. Запах нервировал малыша, и он отказывался войти в ванну, не умея объяснить причину своего отказа. Мыло убрали, ребёнок стал заходить в ванну. Скандалы закончились. Ребёнка начали приучать мыться, невзирая на помехи (вроде розового мыла), начали приучать самостоятельно их отслеживать и о них сообщать, как делает абсолютное большинство нейротипиков.
Конечно, это всего лишь памятка. Она обобщает наш личный и, отчасти, профессиональный опыт и носит, скорее, рекомендательный характер.
Сейчас в Москве Ольга Шаповалова. С таким пулом семинаров, да ещё с упором на тренинговую составляющую, она бывает нечасто. Я не знаю, сможет ли она так надолго приехать и повторить это даже через год. У вас у всех, особенно у москвичей, есть прекрасная возможность не только себя обезопасить от горе-терапистов, но и самим немного подучиться, попробовать, пощупать как это работает. Но пока что на семинар записываются мамы и специалисты с Украины, из Белоруссии, из Саратова, едут из Волгограда, из Нижнего Новгорода. Они точно знают – никто и ничего на блюдечке им под нос не поднесёт, за знанием надо ехать, знание надо добывать, за умение надо платить.
Места ещё есть. Ждём вас. Ваши дети это совершенно точно залужили.
,
Как правильно выбрать АВА-тераписта.
Памятка для родителей
Дорогие друзья, уважаемые коллеги,
я убеждена, что излишне будет говорить о том, какие чувства мы испытываем, ежедневно получая подтверждение того, что начатый нами проект «АВА в России» не просто успешно функционирует, но и приносит реальную отдачу.
Всё больше родителей узнают о методе, всё больше специалистов хотя научиться поведенческому анализу, всё больше людей, так или иначе, избавляются от негативизма и предрассудков.
И это не только наша заслуга. Без вас, без тех, кто поверил, начал пробовать, пришёл учиться - это было бы невозможно.
Но нашей общей задачей является не только желание внедрить успешную и эффективную методику, но и создать качественный реабилитационный сервис, выстроить отношения, в которых понятия этики и ответственности будут неотделимы от профессионализма, в которых каждый участник будет чувствовать себя защищённым и чётко понимать, как строится весь терапевтический процесс и какие права и обязанности несёт каждая из сторон.
Россия, страна большая, разброс возможностей и потребностей широчайший. Информационная и прочая асимметрия пока ещё очень велика. Никакой экспертной институции, которая бы хоть как-то контролировала и регулировала отношения между семьями и терапевтами не существует. Каждый полагается на собственную интуицию, знания, общую информированность и личную устойчивость.
Так как никто кроме нас самих не защитит нас от недобросовестности, некомпетентности и шарлатанства «Центр проблем аутизма» сформулировал несколько правил, которые помогут вам хоть как-то ориентироваться в вопросах, касающихся взаимодействия с поведенческими аналитиками, которым вы доверяете своего ребёнка
Конечно, было бы идеально, если бы человек, пришедший к вам в семью в качестве поведенческого аналитика уже имел с собой стандартный типовой договор, лицензию на право заниматься практикой, диплом о соответствующем образовании и рекомендации предыдущих пациентов.
Когда-нибудь так и будет, ну а пока:
1. Хорошо бы, чтобы АВА-терапист, не просто прочитал книжки Ловааса и Кэтрин Моррис, а всё-таки, как минимум, поучаствовал в семинарах, проводимых лицензированными специалистами и супервайзерами по АВА или, в идеале, прослушал сертифицированный курс. И лучше, если это будет не однодневная бесплатная 2-х часовая лекция на тему «Что такое АВА? И с чем её сервируют?». А хотя бы 2-х и более -дневный семинар-практикум или тренинг.
Как это определить? Информация обо всех подобных мероприятиях всегда есть в сети, в сообществе moskowaba, на нашей странице в ФБ и т.д. И после КАЖДОГО такого обучения выдаётся документ или сертификат. Если у Вас есть сомнения, что документ подлинный, вы всегда можете написать на почту sofiafalk-гав-гав-list.ru или sofiafalk71-гав-гав-gmail.com и мы проверим по спискам, истинность утверждений претендента.
В будущем будет создана специальная единая база терапистов, она будет в открытом доступе, и там будет указано как, где, когда и чему учился АВА-терапист.
2. Помните, что в данный момент; в России НЕТ АВА-терпевтов, которые могут сами строить программы и супервизировать работу младших терапистов. Поэтому, если к вам приходит АВА-терапист(ка) и обещает быстро и бесплатно (?!!!) построить программу, а также проконтролировать её исполнение и корректировку (даже если этот терапист показывает сертификат о двух прослушанных модулях, например), значит это очень тревожный сигнал. Ибо составлять программу начинающий терапист не просто не может, а не имеет права. Он обязан провести диагностику ребёнка, а дальше связаться со своим супервизором для уточнения программы и чётких инструкций. При этом вы должны чётко понимать, что составление программы входит в терапевтический процесс и не оплачивается отдельно. Так же как составление и ведение таблиц и протоколов.
И лучше, если вы свяжитесь с «Центром проблем аутизма» и посоветуетесь, как вам быть дальше. Поймите, это не только сохранит вам деньги, нервы и психическое здоровье вашего ребёнка, но и убережёт от этих грабель других родителей, которые бросаясь к АВА, как к последнему спасению, со всего размаху влетают в недобросовестных исполнителей.
3. Вы платите за час терапии, поэтому, если к вам приходят две терапистки и авторитетно заявляют, что они должны работать вдвоём, что так положено, что с вашим ребёнком по-другому нельзя и прочие изыски, а вы должны оплачивать каждой почасовую таксу - знайте это наглое разводилово, обман и мошенничество чистой воды. Вы оплачиваете только час, а уж как они будут делить эту сумму - это вас вообще не должно интересовать. Не говоря уж о том, что сама эта идея двух терапистов одновременно, представляется мне весьма и весьма спорной в контексте самой методологии.
4. Самое щекотливое - цена за час АВА-терапии. Мы уже вешали в сообществе пост о международных расценках, принятых в Европе и Америке. Но у нас, как известно, свой путь и своя особенная стать. Европы и Америки нам не указ, однако, это не значит, что начинающие тераписты могут назначать любую, удобную для себя цену, а родитель обязан смиренно это принимать.
Чтобы не быть голословными, мы запросили Сертификационный совет и оттуда нам передали контакты нескольких крупных и весьма уважаемых АВА-центров, которые охотно разъяснили нам политику ценообразования.
Существует несколько уровней АВА-терапистов. Самый нижний – начинающий терапист, без образования и опыта. Его такса составляет не более 10 долларов в час брутто. То есть с этих денег он платит ещё и налог.
Самый высший уровень – супервайзер. В его задачу входит корректировка составленных терапистами более низких уровней программ, координация работы всех специалистов, работающих с ребёнком и супервизия. Его максимальный оклад может достигать 50-70 долларов в час брутто.
Москва – город богатых возможностей и высоких потребностей. Но если к вам приходит молодая девушка, вчерашняя студентка, которая не более года назад узнала о том, что такое АВА и с чем её едят, и с порога заявляет, что менее 500 рублей она брать не может, так как иначе ей не хватает на еду, а узнав, что в данный момент вы не можете оплачивать 30 часов в неделю (неважно по какой причине), а берёте только 5 или 10 заявляет, что тогда она будет брать с вас 1000 руб в час - это повод задуматься.
Разумеется, среди тех, кто начал учиться в сертифицированной программе не только вчерашние студентки, есть среди них и весьма уважаемые люди, опытные психологи и кандидаты наук. Разумеется, такой специалист может назначить вам цену с учётом своей обычной таксы. Но я доподлинно знаю, что даже такие титулованные мастодонты не берут более 1000 рублей за час АВА-терапии.
И уж никак оплата АВА-тераписта не зависит от того, какое количество других специалистов работает с вашим ребёнком. Во-первых, потому, что как было изложено выше, начинающий терапист не имеет ни права, ни полномочий, ни соответствующих компетенций вмешиваться и корректировать чужую работу, во-вторых, потому, что это никак не влияет на его собственную нагрузку. И если терапист будет уверять вас в обратном – это снова серьёзный повод задуматься о его профессионализме и его этической порядочности.
5. Теперь самое главное. А что, собственно, будут из себя представлять занятия с вашим ребёнком.
Вот тут, Катя Мень уже немного рассказывала о целях и задачах. Поэтому, чтобы не повторяться и не вставать два раза я просто процитирую Катино письмо, написанное на днях, как раз одной из мам, которая в ужасе позвонила после занятий АВА со своей девочкой, чтобы выяснить, а туда ли она вообще попала:
«Естественность среды - это дом, это реальная среда обитания ребенка и взаимодействие с этой средой - уже достаточная задача, и достаточный "ассортимент" для научения коммуникации. Именно поэтому по стандарту современная АВА терапия проводится дома, затем на улице (например, на площадках, где ребенок гуляет), затем в транспорте, в магазине - то есть в реальной жизни, к которой ребенка и готовят.
Но главное, главное!! должно быть проведено тестирование ребенка и должно быть проведено тестирование поощрений. В арсенале терапевта должен быть набор удовольствий ребенка, за которые он что называется "жизнь отдаст", этот набор должен использоваться ТОЛЬКО на занятиях, и никогда вне их. Если ребенок любит какое-то печенье, то оно выбирается в качестве поощрения и полностью убирается из обихода. Если ребенок до смерти любит какую-то тряпочку, игрушку, крутящуюся крышечку, какую-то шелестящую книжечку, какую-то силиконовую мацалку, какой-то мультик, какое-то действие в отношении себя, - все это остается в качестве начального поощрения. И не дается вне терапии никогда. Потом, постепенно вы придете к тому, что ребенок будет работать за похвалу. Вы введете жетоны (набор жетонов - большое поощрение), они станут для него "деньгами", за которые он будет работать.
НО! Без индивидуально вычисленных поощрений терапию начинать НЕЛЬЗЯ!!!! Если ребёнка волокут по полу к столу, и ребенок не знает, ЗАЧЕМ его волокут (а, поверьте, он не знает, и аутист - любой! - ждет от незнакомой ситуации ТОЛЬКО ПЛОХОГО, поэтому важно показать ему, что будет ХОРОШЕЕ), - это не то что не АВА, это просто ровно наизнанку вывернутый метод, это фашизм.
Ребенка, не сидящего за столом, приучают к этому в рамках ОТДЕЛЬНОЙ программы. Когда понятны поощрения, то ребенок сажается на ПОЛМИНУТЫ и за это получает поощрение. Потом минута, потом две и тд. Кажется, что медленно. Но, поверьте, через неделю ребенок РАДОСТНО садится за стол - потому что ему дали ПОЗНАТЬ, что за столом сидеть - это приятно, это не страшно. АВА должна проходить ТОЛЬКО в позитиве. Занятия начинаются только на том, что ребенок любит! С ЕГО ЛЮБИМОГО, с освоенного им. Если ребенок стоит на голове, то пусть он постоит на голове в первые минуты занятия. Дальше он стоит на голове, но в маленькие промежутки стояния на голове "засовывается" что-то новое. И так периоды между стоянием на голове расширяются. Когда это делает технично и хотя бы часов 15 в неделю, с соблюдением правильной скорости, с правильно подобранными поощрениями, то Вы будете удивлены, с каким темпом идет прогресс и процесс "обуздания" вашего, казалось бы, неуправляемого ребенка.
Теперь про ор. Это важно. Ребенок может орать. Без этого иногда невозможно, порой, пройти первые уроки. В американской практике иногда родителям советуют уходить в первые сессии из дома. Но! Это можно делать ТОЛЬКО тогда, когда ты понимаешь, что терапевт имеет опыт правильно справляться с этим, ТОЛЬКО тогда, когда терапевт отличает ор сопротивления от ора СТРЕССОВОГО, ТОЛЬКО тогда, когда ребенок точно знает, что выход из этого состояния будет поощрен. Грамотные тераписты делают так. Они встают сверху на закинувшимся ребенком, молча, спокойно нависают над ним, демонстрируя полное спокойствие и уверенность. НИКОГДА не прикасаются к нему в этот момент (потому что мы не знаем, что чувствует ребенок в момент истерики - у него могут обостряться сенсорные ощущения и любое прикосновение может для него представлять элементарную невыносимую боль, что будет только усугублять его истерическое состояние). Они на расстоянии, но в поле его видимости показывают то, что они контролируют ситуацию. Они научают тем самым чувствовать в них авторитет. Больше никаких действий. Любое действие может в этот момент восприниматься ребенком как реакция, и он может захотеть эту реакцию провоцировать и дальше. Игнорирование с демонстрацией непреклонности и контроля - таково правильное поведение терапевта. Никаких уговоров, вообще никаких слов!
Далее, когда он выходит из этого состояния, ребенок очень быстро фиксируется на этом выходе, ему позитивно обозначают, что он молодец и тут же дается поощрение. Тут надо обладать определенной степенью техничности. Чтобы успеть закрепить именно ХОРОШЕЕ поведение. Далее, ребенок может орать во время исполнения задачи - она для него трудна, требует мобилизации каких-то неразвитых сил, но тогда ребенок орет и ВЫПОЛНЯЕТ.
Он может плакать во время исполнения задачи - тогда это всего лишь сигнал того, что он просто не умеет еще сформулировать свою эмоцию. Он просто еще не обладает должным набором коммуникации, чтобы в нормальном виде сообщить вам свои трудности.
Терапист всегда знает, что на фоне такого плача можно работать, что это не стрессогенный плач. На этом фоне никогда нельзя завершать занятие. Как начало, так и конец сессии должен происходить ТОЛЬКО на полном позитиве. Если даже по программе последняя задача, которую он решает, вызывает слезы, сессию заканчивать нельзя. Надо предложить задание, которое ребенок исполняет легко, которое он уже освоил. Такое задание может так же выполнять функцию поощрения. Это тоже техника.
Терапист должен постоянно делать эти наблюдения, это и называется - поведенческий АНАЛИЗ! Это очень структурированная, но очень творческая работа. Только в этом случае она дает правильный результат. Ребенок должен чувствовать себя УСПЕШНЫМ. Расстраивает ребенка в первую очередь неуспешность. Он не хочет быть плохим. Он хочет быть хорошим, и АВА-терапевт должен постоянно поддерживать его личное чувство хорошести. Именно так и создается система обучения, внутри которой неадаптивный ребенок обретает опору и, соответственно, пластичность. Его хорошесть все время, все время поддерживается. Вы все в семье должны включиться в эту матрицу поведения. Ребенок постоянно вне терапий должен получатьот вас бурную похвалу. и не получать НИКАКИХ реакций на неправильное поведение.»
От себя я добавлю только одно:
мы часто слышим от разных специалистов, что поведенческий анализ, АВА, – это жёсткая дрессура, которая делает из ребёнка маленького робота не способного к самостоятельности, с жёстко закреплённым поведением, лишённого всякого творчества, гибкости и саморегуляции.
Я в таких случаях привожу два примера. Один с моим собственным сыном, второй - вычитанный когда-то давно в какой-то немецкой, кажется, книжке.
Мой мальчик приходит домой, снимает куртку, аккуратно вешает её, снимает ботинки и сразу идёт мыть руки в ванну. Делает он это абсолютно автоматически, не задумываясь, и не отвлекаясь особенно на осмысление. И так он делает везде и всегда. Я делаю точно так же и не уверена, что моя привычка продиктована реальным ощущением грязи на моих руках, а не просто вошла в некоторый стереотипический ритуал, не выполнить который мне некомфортно. Точно так же некомфортно и моему сыну. Однако в ситуации, где руки не получается помыть по тем или иным причинам он вполне себе принимает этот форс-мажор, и он не выбивает его из привычного ритма. Научен он был этому в рамках обычной домашней АВА-терапии. А так же надевать пижаму, убирать постель, надевать правильно носки, переодеваться и т.д. На робота он при этом не похож, на поощрение после выполнения этих нехитрых действий не зомбирован.
Второй пример – классика. Один ребёнок никак не желал мыться. Причём иногда родителям удавалось затащить его в ванну относительно спокойно, но зачастую это превращалось в кошмар для всей семьи. Приглашённый в дом поведенческий аналитики очень быстро понял, что ребёнку «мешает» розовое мыло с сильным запахом. Запах нервировал малыша, и он отказывался войти в ванну, не умея объяснить причину своего отказа. Мыло убрали, ребёнок стал заходить в ванну. Скандалы закончились. Ребёнка начали приучать мыться, невзирая на помехи (вроде розового мыла), начали приучать самостоятельно их отслеживать и о них сообщать, как делает абсолютное большинство нейротипиков.
Конечно, это всего лишь памятка. Она обобщает наш личный и, отчасти, профессиональный опыт и носит, скорее, рекомендательный характер.
Сейчас в Москве Ольга Шаповалова. С таким пулом семинаров, да ещё с упором на тренинговую составляющую, она бывает нечасто. Я не знаю, сможет ли она так надолго приехать и повторить это даже через год. У вас у всех, особенно у москвичей, есть прекрасная возможность не только себя обезопасить от горе-терапистов, но и самим немного подучиться, попробовать, пощупать как это работает. Но пока что на семинар записываются мамы и специалисты с Украины, из Белоруссии, из Саратова, едут из Волгограда, из Нижнего Новгорода. Они точно знают – никто и ничего на блюдечке им под нос не поднесёт, за знанием надо ехать, знание надо добывать, за умение надо платить.
Места ещё есть. Ждём вас. Ваши дети это совершенно точно залужили.
,
Страница 3 из 4 • 1, 2, 3, 4
Форум об аутизме :: Обучение :: Обучение
Страница 3 из 4
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения