Метод АВА (модификация поведения)
+6
gatti
Летика
Мария Карелина
alla
julia-bragina
rozab
Участников: 10
Форум об аутизме :: Обучение :: Обучение
Страница 2 из 4
Страница 2 из 4 • 1, 2, 3, 4
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Интересная статья об АВА.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Семьи цепляются за надежду "восстановления" от аутизма.
Лечение аутизма, так называемый прикладной анализ поведения или ABA, имеет широкую поддержку и превратился в прибыльный бизнес...
Весь смысл статьи сводится к тому, что дети с полноценным аутизмом - как и в исследовании Ловааса - показали минимальное улучшение. Преимущества от лечения получили аутисты с мягкой формой расстройства".
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Семьи цепляются за надежду "восстановления" от аутизма.
Лечение аутизма, так называемый прикладной анализ поведения или ABA, имеет широкую поддержку и превратился в прибыльный бизнес...
Весь смысл статьи сводится к тому, что дети с полноценным аутизмом - как и в исследовании Ловааса - показали минимальное улучшение. Преимущества от лечения получили аутисты с мягкой формой расстройства".
Последний раз редактировалось: Admin (Вс 25 Дек - 14:52), всего редактировалось 1 раз(а)
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Аутизм - для многих это бизнез.
Ведь отчаявшиеся родители, услышав позитивные обещания, готовы на все.
Тем более, бесплатная помощь государства - либо совсем не эффективна, либо ее просто нет.
Ведь отчаявшиеся родители, услышав позитивные обещания, готовы на все.
Тем более, бесплатная помощь государства - либо совсем не эффективна, либо ее просто нет.
виталина- Сообщения : 240
Дата регистрации : 2011-09-15
Возраст : 56
Откуда : Кемерово
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
"Дети-Аутизм-Родители" семинар В. Сидорович.
"Дети-Аутизм-Родители" семинар В. Сидорович.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Неплохой блог по АВА
Неплохой блог по АВА
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Хорошая мотивация и наглядные картинки помогают обучить аутичных детей
Читайте далее: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Читайте далее: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
На сайте Юлии Эрц появилась информация о наборе на осенние курсы АВА (очные и дистанционные).
На сайте Юлии Эрц появилась информация о наборе на осенние курсы АВА (очные и дистанционные).
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Вот это видео нам показывали в Красноярске. Девочку привезли из России в Израиль на месячный курс реабилитации. Она до пяти лет ходила кругами и ни с кем не общалась. Родители потом говорили, что методы коррекции очень простые, нужно всего лишь им обучиться. Сами посмотрите, это можно организовать при желании каждому.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Re: Метод АВА (модификация поведения)
У меня с Платоном соотнесение картинок тоже хорошо получается, а вот в обратном порядке, т.е. дай мне "это" ещё никак (((
Чем терапист кормит девочку интересно? на цукаты похоже. Я никак не могу лакомство Платохе подобрать, чтобы не переедал!))) Он как видит вкусненькое, наоборот не слушается....хочет сразу всё съесть! На столе тарелку открытую держать - "дохлый" номер )))
Девочка подражает неплохо уже! У меня с Платоном не получается никак! Бывает уже и научится чему-нибудь (например: ногой топает, как "мишка косолапый", или научила: пальчиком по щёчкам:"два пожарника бежали и на кнопочку нажали(на носик нажать потом)всё делал, а теперь опять не заставишь....хоть закорми его вкуснятиной ))) (((! Наверно надоело уже и топать и на нос давить
Вообщем "плоховатый" пока из меня терапист (((
Чем терапист кормит девочку интересно? на цукаты похоже. Я никак не могу лакомство Платохе подобрать, чтобы не переедал!))) Он как видит вкусненькое, наоборот не слушается....хочет сразу всё съесть! На столе тарелку открытую держать - "дохлый" номер )))
Девочка подражает неплохо уже! У меня с Платоном не получается никак! Бывает уже и научится чему-нибудь (например: ногой топает, как "мишка косолапый", или научила: пальчиком по щёчкам:"два пожарника бежали и на кнопочку нажали(на носик нажать потом)всё делал, а теперь опять не заставишь....хоть закорми его вкуснятиной ))) (((! Наверно надоело уже и топать и на нос давить
Вообщем "плоховатый" пока из меня терапист (((
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Точно, у нас то же самое было! Оксана, не переживай! Пробуй что-нибудь другое в качестве подкрепления. Это не обязательно должна быть еда.Oksana пишет: Он как видит вкусненькое, наоборот не слушается....хочет сразу всё съесть! На столе тарелку открытую держать - "дохлый" номер )))
(((
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Видео с Круглого стола, посвященного работе проектного АВА-класса, проведенного в рамках 1-й Московской конференции "Аутизм. Вызовы и решения"
Видео с Круглого стола, посвященного работе проектного АВА-класса, проведенного в рамках 1-й Московской конференции "Аутизм. Вызовы и решения"
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Ссылка на запись вебинара "Программа раннего интенсивного вмешательства АВА для детей с аутизмом", спикер ЮЛИЯ ЭРЦ
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Вопрос-ответ. Могут ли родители настаивать на видеосъемке или личном присутствии на сессиях АВА-терапии?
Интервью с доктором наук по поведенческому анализу, Анной Хисмятуллиной
Интервью проведено Екатериной Мень, членом попечительского совета Фонда «Выход», директором АНО «Центр проблем аутизма»
Съемки сессий ABA-терапии на видео являются нормой для этого метода, не только для просмотра видео родителями, но и для предоставления видео консультантам (супервизии).
Фонд «Выход» активно проводит работу по популяризации научно-обоснованных и доказанных методов коррекции аутизма. Мы рады тому, что эти методы постепенно находят признание в России. Главный метод, чья эффективность была подтверждена огромным количеством научных исследований — это метод прикладного поведенческого анализа или АВА-терапия. К сожалению, большинство российских семей, обращающихся за АВА-сервисом, мало знакомы не только с самими приемами, техниками и теоретическими основами метода, но и с этическими основами АВА, которые четко оговаривают построение взаимоотношений между родителями и специалистами, оказывающими услуги в качестве АВА-терапевтов.
Фонд «Выход» получает большое количество вопросов от родителей детей с аутизмом, в том числе, требующих разъяснений некоторых правил и стандартов АВА-терапии. На часть этих вопросов будут отвечать эксперты Фонда. Первый вопрос, на который мы постараемся ответить, звучит так: «Могут ли родители настоять на своем присутствии во время сессий АВА, либо на видеозаписи этих сессий?»
На вопросы о порядке и правилах видеомониторинга в АВА-терапии отвечает доктор наук по поведенческому анализу (ВСВА-D), Анна Хисмятуллина.
Анна, профессиональный вопрос по этике. Даже два. Имеет ли право терапист запрещать родителю присутствовать на сессии, если родитель явно не мешает и желает присутствовать? И второй вопрос: имеет ли родитель право настаивать на съемке сессии? И может ли терапист в этом отказывать (при условии, например, что он сам не попадает в кадр), если речь идет о видеозаписи не для публичного, а для родительского или экспертного просмотра?
Нет и нет. Возможно, на сайте Совета это не прописано, но это стандарт практики. Терапевт вообще ничего не имеет права запрещать родителю. Он там — наемный работник. Родитель — ответственное за ребенка лицо и действует в его интересах.
То есть это основано на правах родителя?
Нет, не только. Кроме того, съемка сессии вообще чуть ли не в обязательном порядке должна происходить. А видеозапись самого терапевта и его участия — это часть работы в АВА.
Какие могут аргументы у терапевта при отказе родителю в съемке?
Я ни разу не слышала за всю свою практику, чтобы терапевт отказывался быть в кадре. И если бы такое случилось, то у меня возникла бы масса вопросов.
Мы стали получать информацию из некоторых семей (в основном, в регионах), что АВА-сессии своих детей они не имеют право снимать.
Это очень странно. Я бы в ультимативном порядке ставила вопрос: либо запись, либо увольнение. Ибо это не вполне профессиональное поведение.
В России, особенно в регионах положение с АВА-терапией далеко от того, чтобы родитель мог ставить ультиматум. Несчастный родитель дорожит даже тем хаосом, который просто продается под раскрученным ярлыком «АВА-терапия».
Нет, это вопрос однозначный. Где у меня уверенность, что он там вообще АВА занимается, а не уголовно наказуемыми делами? Я — родитель — ответственное за ребенка лицо.
То есть, как единственное ответственное за ребенка лицо, родитель имеет право на любое наблюдение за ситуацией, где его ребенок на данный момент функционирует?
Да, конечно. Я, кажется, говорила, что у нас и в детских садах стали практиковать онлайн трансляции: родители в любой момент могут залогиниться и наблюдать за садом. Это для всех полезное занятие.
Как можно разрешить ситуацию, если родитель не хочет терять терапию, но желает ее наблюдать, оценивать и экспертировать?
Возможно, надо задействовать консультанта (супервизора), чтобы тот разобрался с терапевтом. Отношения между родителями и терапевтами тонкие, консультант должен разрулить ситуацию сам. Это его обязанность, в частности.
Анна, мы в России. Здесь консультант может быть не только не сертифицирован, но и неискушен в правилах АВА-сервиса, если в процессе постижения этой практики этим моментам не уделялось должного внимания.
Тогда необходимо пока самостоятельно разбираться. Слава Богу, на YouTube достаточно видеоинструкций. Разумеется, до тех пор, пока семья не найдет корректного и правомочного консультанта.
В YouTube все, в основном, на английском (из того, что действительно стоит брать за образец). Русскоязычный ассортимент пока очень невелик, либо малоубедителен. Не навредит это представлениям об АВА?
По-моему, лучше смотреть YouTube, чем иметь дело с этим запертым в комнате скрытным терапевтом.
Да, для ребенка это безопасней. Спасибо, Анна, за ответы.
Вопрос-ответ. Могут ли родители настаивать на видеосъемке или личном присутствии на сессиях АВА-терапии?
Интервью с доктором наук по поведенческому анализу, Анной Хисмятуллиной
Интервью проведено Екатериной Мень, членом попечительского совета Фонда «Выход», директором АНО «Центр проблем аутизма»
Съемки сессий ABA-терапии на видео являются нормой для этого метода, не только для просмотра видео родителями, но и для предоставления видео консультантам (супервизии).
Фонд «Выход» активно проводит работу по популяризации научно-обоснованных и доказанных методов коррекции аутизма. Мы рады тому, что эти методы постепенно находят признание в России. Главный метод, чья эффективность была подтверждена огромным количеством научных исследований — это метод прикладного поведенческого анализа или АВА-терапия. К сожалению, большинство российских семей, обращающихся за АВА-сервисом, мало знакомы не только с самими приемами, техниками и теоретическими основами метода, но и с этическими основами АВА, которые четко оговаривают построение взаимоотношений между родителями и специалистами, оказывающими услуги в качестве АВА-терапевтов.
Фонд «Выход» получает большое количество вопросов от родителей детей с аутизмом, в том числе, требующих разъяснений некоторых правил и стандартов АВА-терапии. На часть этих вопросов будут отвечать эксперты Фонда. Первый вопрос, на который мы постараемся ответить, звучит так: «Могут ли родители настоять на своем присутствии во время сессий АВА, либо на видеозаписи этих сессий?»
На вопросы о порядке и правилах видеомониторинга в АВА-терапии отвечает доктор наук по поведенческому анализу (ВСВА-D), Анна Хисмятуллина.
Анна, профессиональный вопрос по этике. Даже два. Имеет ли право терапист запрещать родителю присутствовать на сессии, если родитель явно не мешает и желает присутствовать? И второй вопрос: имеет ли родитель право настаивать на съемке сессии? И может ли терапист в этом отказывать (при условии, например, что он сам не попадает в кадр), если речь идет о видеозаписи не для публичного, а для родительского или экспертного просмотра?
Нет и нет. Возможно, на сайте Совета это не прописано, но это стандарт практики. Терапевт вообще ничего не имеет права запрещать родителю. Он там — наемный работник. Родитель — ответственное за ребенка лицо и действует в его интересах.
То есть это основано на правах родителя?
Нет, не только. Кроме того, съемка сессии вообще чуть ли не в обязательном порядке должна происходить. А видеозапись самого терапевта и его участия — это часть работы в АВА.
Какие могут аргументы у терапевта при отказе родителю в съемке?
Я ни разу не слышала за всю свою практику, чтобы терапевт отказывался быть в кадре. И если бы такое случилось, то у меня возникла бы масса вопросов.
Мы стали получать информацию из некоторых семей (в основном, в регионах), что АВА-сессии своих детей они не имеют право снимать.
Это очень странно. Я бы в ультимативном порядке ставила вопрос: либо запись, либо увольнение. Ибо это не вполне профессиональное поведение.
В России, особенно в регионах положение с АВА-терапией далеко от того, чтобы родитель мог ставить ультиматум. Несчастный родитель дорожит даже тем хаосом, который просто продается под раскрученным ярлыком «АВА-терапия».
Нет, это вопрос однозначный. Где у меня уверенность, что он там вообще АВА занимается, а не уголовно наказуемыми делами? Я — родитель — ответственное за ребенка лицо.
То есть, как единственное ответственное за ребенка лицо, родитель имеет право на любое наблюдение за ситуацией, где его ребенок на данный момент функционирует?
Да, конечно. Я, кажется, говорила, что у нас и в детских садах стали практиковать онлайн трансляции: родители в любой момент могут залогиниться и наблюдать за садом. Это для всех полезное занятие.
Как можно разрешить ситуацию, если родитель не хочет терять терапию, но желает ее наблюдать, оценивать и экспертировать?
Возможно, надо задействовать консультанта (супервизора), чтобы тот разобрался с терапевтом. Отношения между родителями и терапевтами тонкие, консультант должен разрулить ситуацию сам. Это его обязанность, в частности.
Анна, мы в России. Здесь консультант может быть не только не сертифицирован, но и неискушен в правилах АВА-сервиса, если в процессе постижения этой практики этим моментам не уделялось должного внимания.
Тогда необходимо пока самостоятельно разбираться. Слава Богу, на YouTube достаточно видеоинструкций. Разумеется, до тех пор, пока семья не найдет корректного и правомочного консультанта.
В YouTube все, в основном, на английском (из того, что действительно стоит брать за образец). Русскоязычный ассортимент пока очень невелик, либо малоубедителен. Не навредит это представлениям об АВА?
По-моему, лучше смотреть YouTube, чем иметь дело с этим запертым в комнате скрытным терапевтом.
Да, для ребенка это безопасней. Спасибо, Анна, за ответы.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
В этом блоге очень много интересного материала. Рекомендую родителям и специалистам.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Использование принципов АВА в работе с классом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] - вот ещё интересная статья о том, как установить контакт с ребёнком.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] - детские истерики.
Читайте всё, не пожалеете!
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Использование принципов АВА в работе с классом.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] - вот ещё интересная статья о том, как установить контакт с ребёнком.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] - детские истерики.
Читайте всё, не пожалеете!
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
В России появился первый АВА специалист, который сдал международный сертификационный экзамен ВСВА!
Рады представить вашему вниманию интервью с Екатериной Жестковой - первым сертифицированным поведенческим аналитиком России.
В России появился первый АВА специалист, который сдал международный сертификационный экзамен ВСВА!
Рады представить вашему вниманию интервью с Екатериной Жестковой - первым сертифицированным поведенческим аналитиком России.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Первый российский поведенческий аналитик международного уровня Екатерина Жесткова рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости, что делает АВА-терапию одной из самых успешных методик при работе с аутистами и насколько важен вклад главных специалистов по работе с детьми-аутистами - их собственных родителей.
Первый российский поведенческий аналитик международного уровня Екатерина Жесткова рассказала в интервью корреспонденту РИА Новости, что делает АВА-терапию одной из самых успешных методик при работе с аутистами и насколько важен вклад главных специалистов по работе с детьми-аутистами - их собственных родителей.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Самые распространенные ошибки при работе над развитием речи у ребенка с аутизмом
Работа над развитием навыков речи у детей с аутизмом является частью реабилитационного процесса, и все окружающие ребенка - родители, педагоги, тераписты АВА, учителя, воспитатели вкладывают огромные ресурсы именно в эту сферу. Однако, при работе над навыками речи чрезвычайно важно учитывать, что усилия, вложенные в применение тех или иных методик для развития речи, могут не привести к желаемому результату, вследствие неправильных или несвоевременных действий.
Пренебрежение навыками просьбы (Манд-реакциями)
В процессе занятий многие педагоги и родители предпочитают работать над словесной имитацией. Чтобы ребенок повторял звуки, слоги и слова. И долгие часы занятий вкладываются в то, чтобы ребенок повторял "аааа", "оооо", "ииии", "мама". Чаще всего, интенсивная работа над звукоподражанием быстро приводит аутичного ребенка к фрустрации, и он начинает избегать таких упражнений, плакать, кусаться, или демонстрировать другое нежелательное поведение. В данном случае, взрослые часто ошибочно воспринимают навык словесной имитации, как первичный: "Если научится повторять, значит, заговорит". Но на практике это не так. Если навык повторения слогов и слов не развивается одновременно с навыком коммуникации, то даже, когда ребенок научился повторять "аааа", "оооо", "ииии", "мама", это не приводит к тому, что он начинает разговаривать, делиться впечатлениями, или отвечать на вопросы.
Следовательно, для того чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо научиться обращаться с просьбами к окружающим - подходить к взрослому, требовать его внимания, пояснить доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова) что ему необходимо, и получить желаемое. И именно в обучение этому навыку необходимо вкладывать усилия, т.к. благодаря навыку проявления инициативы и коммуникации ребенок захочет общаться и взаимодействовать с окружающими.
Дополнительная причина, по которой педагоги и родители избегают работы над этим навыком - это сложности с воссозданием ситуаций, в которых необходимо обучать обращаться с просьбой. Нам, взрослым, намного удобнее сидеть за столом, и раскладывать карточки, или требовать от ребенка "Повторяй "ааа"!", и намного менее удобно улавливать спонтанную мотивацию ребенка, и учить его просить "хочу бегать!" или "почу смотреть в окно". Или еще хуже - научить ребенка просить "перерыв" или отказаться от выполнения упражнения. "Как же, он тогда заниматься не будет!"
Следует помнить, что если ребенок не умеет просить, функция этого навыка обязательно перейдет на проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или само-агрессии. И "аааа", "оооо", "ииии", "мама" здесь ему не помогут.
Отсюда, каждая программа по развитию речи должна включать работу над развитием навыка просьбы, и работа над Манд-реакциями должна вестись интенсивно и на постоянной основе.
Неправильная процедура переноса контроля и неправильное использование подсказок.
Для того, чтобы ребенок мог проговаривать слово, не только повторяя за взрослым, но и используя это слово для просьбы, или наименуя этим словом предмет, или отвечать на вопрос об этом речевом понятии, требуется правильно использовать процедуру переноса контроля. На практике часто происходит, что ребенок может повторять слоги "со", "ба", "ка", но не может произнести это слово, когда видит карточку с изображением собаки, или ответить на вопрос "Кто лает?". И тогда, когда от ребенка требуют наименовать карточку, ребенок ждет словесной подсказки, либо начинает угадывать, и произносить разные слова подряд, либо повторяет вопрос/эхолалит, либо демонстрирует нежелательное поведение и избегает требований.
Для того, чтобы помочь ребенку произносить слово в разных функциональных ситуациях, требуется проанализировать, какой вид подсказки будет наиболее эффективным в данном случае, и каким способом ее убрать. Часто визуальная подсказка (карточка, на которой написано слово) бывает более эффективным видом подсказки, а метод "Временная задержка подсказки" (Time delay) более эффективным, чем метод "От наибольшей до наименьшей" (Most-to Least). Также очень важно своевременное предоставление подсказки - сразу после основного стимула. Например, если показывать ребенку собаку, и одновременно с этим давать подсказку "Собака", ребенок повторит слово "собака", но данная реакция по-прежнему будет контролироваться подсказкой, а не основным стимулом - изображением собаки. Отсюда, сначала нужно показать основной стимул - изображение собаки, и только потом давать подсказку.
Отсутствие поведенческого момента
В виду того, что появление экспрессивной речи у ребенка является целью занятий, педагоги часто начинают занятие именно с этого - показывают ребенку карточки, и требуют их называть, или требуют повторять слова и слоги, или сразу же отвечать на вопросы. Но для аутичного ребенка, у которого затруднения именно в этой сфере, часто бывает сложно включиться, и он либо ничего не произносит - замолкает, отгораживается, либо демонстрирует нежелательное поведение и плачет. Для того, чтобы ребенок включился и сотрудничал в процессе этих упражнений, желательно начинать занятие с других, более легких и мотивационных зданий. А если ребенок в процессе упражнения на наименование или звукоподражание вдруг прекращает реагировать, или избегает требований, можно быстро сменить направление работы - вместо наименования карточек тренировать различение карточек, вместо словесной имитации переключиться на моторную имитацию. В данных упражнениях педагог может использовать физические подсказки, помочь ребенку включиться, и как только ребенок начинает самостоятельно выполнять нужные действия, переключиться снова на экспрессивные задания. Также очень полезно в процессе занятий использовать "Смешанные блоки", и быстро перемежать разные упражнения (делать, своего рода "Микс" из разных упражнений). Тогда ребенок меньше утомляется, лучше сосредоточен, и быстрее достигает желаемых результатов.
Отсутствие поощрений приближенной реакции.
Многие педагоги не знакомы с методом постепенного формирования реакций (Shaping). Требуя от ребенка идеальной реакции, которую ребенок не может выполнить, а иногда и не используя подсказок, для того чтобы помочь, они доводят ребенка до фрустрации, и обучение заканчивается истерикой. Метод формирования реакции заключается в том, чтобы постепенно привести ребенка к выполнению желаемой реакции, усиливая приближенные формы реакции. Например, если на начальном этапе ребенок не может произнести слово "Пить", а говорит только "Ть", то все равно получает сок, который он просил. На следующем этапе, когда учитель дал подсказку "Пить", и ребенок сказал "Ить", то сразу же предоставляется сок. Теперь, если ребенок скажет "Ть", то сок не получит, а если улучшит реакцию, и скажет "Ить", то получит сок. Таким образом, более отдаленная форма реакции "Ть" угаснет, а приближенная форма реакции "Ить" закрепится. А уже на следующем этапе, таким же образом, сформируется и полная реакция "Пить", вместо "Ить".
Работа на речевыми навыками схожа с работой ювелира. Каждый речевой компонент - просьба, наименование, повторение, ответ на вопрос, понимание сложных двухкомпонентных инструкций, должен формироваться последовательно. Работа над некоторыми навыками не должна опережать формирование других навыков. Например, работа над ответами не вопросы не должна начинаться до того, как у ребенка закрепится некоторый запас наименований, а работа над наименованиями не должна начинаться, если у ребенка не сформирован навык просьбы и нет словесной имитации. А если у ребенка нет начальных навыков моторной имитации, начинать работу над словесной имитацией нецелесообразно, и это приведет к фрустрации. И если не формировать и не тренировать навык обращения с просьбой, то ребенок не научится спонтанно использовать речь и общаться. Необходимо проводить обучение речевым навыкам на основе оценки (VB-MAPP) и выстраивать обучающий процесс последовательно и эффективно.
Самые распространенные ошибки при работе над развитием речи у ребенка с аутизмом
Работа над развитием навыков речи у детей с аутизмом является частью реабилитационного процесса, и все окружающие ребенка - родители, педагоги, тераписты АВА, учителя, воспитатели вкладывают огромные ресурсы именно в эту сферу. Однако, при работе над навыками речи чрезвычайно важно учитывать, что усилия, вложенные в применение тех или иных методик для развития речи, могут не привести к желаемому результату, вследствие неправильных или несвоевременных действий.
Пренебрежение навыками просьбы (Манд-реакциями)
В процессе занятий многие педагоги и родители предпочитают работать над словесной имитацией. Чтобы ребенок повторял звуки, слоги и слова. И долгие часы занятий вкладываются в то, чтобы ребенок повторял "аааа", "оооо", "ииии", "мама". Чаще всего, интенсивная работа над звукоподражанием быстро приводит аутичного ребенка к фрустрации, и он начинает избегать таких упражнений, плакать, кусаться, или демонстрировать другое нежелательное поведение. В данном случае, взрослые часто ошибочно воспринимают навык словесной имитации, как первичный: "Если научится повторять, значит, заговорит". Но на практике это не так. Если навык повторения слогов и слов не развивается одновременно с навыком коммуникации, то даже, когда ребенок научился повторять "аааа", "оооо", "ииии", "мама", это не приводит к тому, что он начинает разговаривать, делиться впечатлениями, или отвечать на вопросы.
Следовательно, для того чтобы речь ребенка развивалась, ему необходимо научиться обращаться с просьбами к окружающим - подходить к взрослому, требовать его внимания, пояснить доступным ему способом (с помощью жеста, карточки или слова) что ему необходимо, и получить желаемое. И именно в обучение этому навыку необходимо вкладывать усилия, т.к. благодаря навыку проявления инициативы и коммуникации ребенок захочет общаться и взаимодействовать с окружающими.
Дополнительная причина, по которой педагоги и родители избегают работы над этим навыком - это сложности с воссозданием ситуаций, в которых необходимо обучать обращаться с просьбой. Нам, взрослым, намного удобнее сидеть за столом, и раскладывать карточки, или требовать от ребенка "Повторяй "ааа"!", и намного менее удобно улавливать спонтанную мотивацию ребенка, и учить его просить "хочу бегать!" или "почу смотреть в окно". Или еще хуже - научить ребенка просить "перерыв" или отказаться от выполнения упражнения. "Как же, он тогда заниматься не будет!"
Следует помнить, что если ребенок не умеет просить, функция этого навыка обязательно перейдет на проблематичное поведение, и тогда ребенок будет добиваться всего с помощью истерик, агрессии или само-агрессии. И "аааа", "оооо", "ииии", "мама" здесь ему не помогут.
Отсюда, каждая программа по развитию речи должна включать работу над развитием навыка просьбы, и работа над Манд-реакциями должна вестись интенсивно и на постоянной основе.
Неправильная процедура переноса контроля и неправильное использование подсказок.
Для того, чтобы ребенок мог проговаривать слово, не только повторяя за взрослым, но и используя это слово для просьбы, или наименуя этим словом предмет, или отвечать на вопрос об этом речевом понятии, требуется правильно использовать процедуру переноса контроля. На практике часто происходит, что ребенок может повторять слоги "со", "ба", "ка", но не может произнести это слово, когда видит карточку с изображением собаки, или ответить на вопрос "Кто лает?". И тогда, когда от ребенка требуют наименовать карточку, ребенок ждет словесной подсказки, либо начинает угадывать, и произносить разные слова подряд, либо повторяет вопрос/эхолалит, либо демонстрирует нежелательное поведение и избегает требований.
Для того, чтобы помочь ребенку произносить слово в разных функциональных ситуациях, требуется проанализировать, какой вид подсказки будет наиболее эффективным в данном случае, и каким способом ее убрать. Часто визуальная подсказка (карточка, на которой написано слово) бывает более эффективным видом подсказки, а метод "Временная задержка подсказки" (Time delay) более эффективным, чем метод "От наибольшей до наименьшей" (Most-to Least). Также очень важно своевременное предоставление подсказки - сразу после основного стимула. Например, если показывать ребенку собаку, и одновременно с этим давать подсказку "Собака", ребенок повторит слово "собака", но данная реакция по-прежнему будет контролироваться подсказкой, а не основным стимулом - изображением собаки. Отсюда, сначала нужно показать основной стимул - изображение собаки, и только потом давать подсказку.
Отсутствие поведенческого момента
В виду того, что появление экспрессивной речи у ребенка является целью занятий, педагоги часто начинают занятие именно с этого - показывают ребенку карточки, и требуют их называть, или требуют повторять слова и слоги, или сразу же отвечать на вопросы. Но для аутичного ребенка, у которого затруднения именно в этой сфере, часто бывает сложно включиться, и он либо ничего не произносит - замолкает, отгораживается, либо демонстрирует нежелательное поведение и плачет. Для того, чтобы ребенок включился и сотрудничал в процессе этих упражнений, желательно начинать занятие с других, более легких и мотивационных зданий. А если ребенок в процессе упражнения на наименование или звукоподражание вдруг прекращает реагировать, или избегает требований, можно быстро сменить направление работы - вместо наименования карточек тренировать различение карточек, вместо словесной имитации переключиться на моторную имитацию. В данных упражнениях педагог может использовать физические подсказки, помочь ребенку включиться, и как только ребенок начинает самостоятельно выполнять нужные действия, переключиться снова на экспрессивные задания. Также очень полезно в процессе занятий использовать "Смешанные блоки", и быстро перемежать разные упражнения (делать, своего рода "Микс" из разных упражнений). Тогда ребенок меньше утомляется, лучше сосредоточен, и быстрее достигает желаемых результатов.
Отсутствие поощрений приближенной реакции.
Многие педагоги не знакомы с методом постепенного формирования реакций (Shaping). Требуя от ребенка идеальной реакции, которую ребенок не может выполнить, а иногда и не используя подсказок, для того чтобы помочь, они доводят ребенка до фрустрации, и обучение заканчивается истерикой. Метод формирования реакции заключается в том, чтобы постепенно привести ребенка к выполнению желаемой реакции, усиливая приближенные формы реакции. Например, если на начальном этапе ребенок не может произнести слово "Пить", а говорит только "Ть", то все равно получает сок, который он просил. На следующем этапе, когда учитель дал подсказку "Пить", и ребенок сказал "Ить", то сразу же предоставляется сок. Теперь, если ребенок скажет "Ть", то сок не получит, а если улучшит реакцию, и скажет "Ить", то получит сок. Таким образом, более отдаленная форма реакции "Ть" угаснет, а приближенная форма реакции "Ить" закрепится. А уже на следующем этапе, таким же образом, сформируется и полная реакция "Пить", вместо "Ить".
Работа на речевыми навыками схожа с работой ювелира. Каждый речевой компонент - просьба, наименование, повторение, ответ на вопрос, понимание сложных двухкомпонентных инструкций, должен формироваться последовательно. Работа над некоторыми навыками не должна опережать формирование других навыков. Например, работа над ответами не вопросы не должна начинаться до того, как у ребенка закрепится некоторый запас наименований, а работа над наименованиями не должна начинаться, если у ребенка не сформирован навык просьбы и нет словесной имитации. А если у ребенка нет начальных навыков моторной имитации, начинать работу над словесной имитацией нецелесообразно, и это приведет к фрустрации. И если не формировать и не тренировать навык обращения с просьбой, то ребенок не научится спонтанно использовать речь и общаться. Необходимо проводить обучение речевым навыкам на основе оценки (VB-MAPP) и выстраивать обучающий процесс последовательно и эффективно.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Особые дети - вопрос веры [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Осенью на факультете психологии НГУ появится новый обучающий курс – «Прикладной анализ поведения». Цель его – подготовка поведенческих аналитиков для работы с детьми-аутистами в Новосибирске.
Курс будет включать очные и дистанционные лекции, семинары и тренинги, работу учащихся над курсовыми проектами. Преподавателями курса станут сертифицированные поведенческие аналитики из зарубежных и российских университетов, сотрудники НГУ.
Корреспондент «Навигатора» побеседовал с Евгением Бондарем, одним из инициаторов новой программы обучения:
– Евгений, почему вы решили заняться этим направлением?
– По образованию я математик. Работаю в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Круг моих профессиональных интересов далек от психологии. Однако тема аутизма коснулась меня лично. Четыре года назад в моей семье родился сын. Когда Саше исполнилось 1,5 года, мы стали замечать странности в его поведении, которые по незнанию объясняли особенностями характера. Например, на прогулке ребенок категорично настаивал на одном и том же маршруте, мог подолгу и монотонно заниматься с каким-нибудь предметом, не любил смотреть людям в глаза, даже ближайшим родственникам. Также нас беспокоило, что он не торопился начинать говорить. В конечном итоге мы оказались на приеме у детского психиатра, где самые худшие опасения подтвердились – в поведении сына имелись признаки детского аутизма (данный диагноз ставится на основании наблюдения за поведением, никаких медицинских тестов не существует). Это был тяжелый удар для меня и жены. Во-первых, из российской литературы по данной теме, которую посоветовал психиатр, нам стало ясно, что готовиться надо к худшему: даже при наиболее благоприятном прогнозе ребенок вырастет не таким, как его сверстники, а в большинстве случаев это означает тяжелейшие проблемы в коммуникации с людьми, плохую обучаемость и умственную отсталость. Во-вторых, было совершенно не понятно, что делать, как «вытаскивать» нашего Сашу. Конечно, мы предполагали, что необходимы коррекционные занятия с психологами и дефектологами, но оставалось не ясным, какие должны использоваться методики и где искать специалистов.
– И как пришли к прикладному анализу поведения?
– Обзор информации в Интернете показал, что для лечения и коррекции детского аутизма используются различные методы, при этом с ходу было довольно сложно разобраться, какие из них действительно работают, какие не эффективны, а какие и вовсе шарлатанство. Случайно моя жена Наташа наткнулась на упоминание так называемой ABA-терапии (applied behavior analysis, ABA) или прикладного анализа поведения – популярного коррекционного подхода за рубежом. По мере изучения иностранной литературы мы поняли, что только методики коррекции аутизма, основанные на ABA, научно обоснованы и проверены клиническими испытаниями. При этом в России такая терапия официально не признана, а отечественные врачи и педагоги имеют стойкое предубеждение по отношению к поведенческим методикам. На мой взгляд, это связано с тем, что в нашей стране система помощи детям с аутизмом не развита и оторвана от достижений мировой науки. Соответственно, и профессионалов в области ABA в то время в Российской Федерации просто не было, не говоря уже о нашем городе. Мы приняли решение искать консультанта за границей и под его руководством заниматься с сыном. Общались по Интернету. Уже в первые три месяца работы по специально подобранной программе у Саши произошел заметный прорыв в развитии. Он начал говорить, пошел на контакт со взрослыми, стал играть с нами, научился радоваться жизни, которая происходит вокруг. Вот уже полтора года мы занимаемся и ни разу не усомнились в том, что правильно выбрали метод реабилитации. Хочу заметить, что это тяжелый ежедневный труд, требующий к тому же и больших финансовых затрат. Результата добились благодаря поддержке родителей и самоотверженности нашей мамы Наташи, взявшей на себя обязанности главного тераписта, как принято называть специалистов, занимающихся с детьми по ABA.
– Достигнутые результаты в отношении сына повлияли на решение запустить образовательный проект в НГУ?
– Все, что я делаю, так или иначе связано с главной целью – помочь своему ребенку. И ради этого стоит пытаться изменить ситуацию, хотя бы в Новосибирске. Ведь и на Западе ведущую роль при создании системы реабилитации сыграли родительские организации. Академгородок – уникальное место, а НГУ – один из лучших университетов страны, на базе которого возможно реализовать подобный проект. Большая удача, что в университете понимают важность проблемы аутизма, с деканом факультета психологии Ольгой Николаевной Первушиной мы нашли общий язык с первых же минут знакомства. Отмечу, что НГУ не планирует останавливаться только на проекте по подготовке поведенческих аналитиков – специалистов, которые смогут создавать программы и руководить коррекционной работой с детьми. В наши планы входит также создание центра на базе вуза, в котором работа с детьми будет сочетаться с исследованиями в области анализа поведения. Предполагается развивать и другие направления, имеющие отношение к аутизму. В группу будущих поведенческих аналитиков мы приглашаем не только психологов и педагогов, но и родителей детей с аутизмом. Как показывает практика, из них зачастую получаются блестящие профессионалы.
– Что можете посоветовать родителям особых детей?
– Не терять надежды. Если говорить о расстройствах аутистического спектра, то достоверно известно, что в результате упорной работы можно добиться если не исцеления, то существенных положительных сдвигов в развитии ребенка. С моей точки зрения, не стоит тратить время и средства, экспериментируя со всеми из существующих методов лечения, а сконцентрироваться на том, что дает реальный результат.
Справка
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) – группа нарушений общего развития, имеющих разную клиническую картину и степень проявления. Как правило, первые признаки аутизма становятся заметны у ребенка в возрасте до 3 лет и сохраняются на протяжении жизни. В последние десятилетия в мире наблюдается стремительный рост РАС. По данным 2012 года, в США одному из 88 детей восьмилетнего возраста поставлен диагноз аутизм. Для сравнения, в 1975 году такой диагноз имел один ребенок из пяти тысяч.
Прикладной анализ поведения – научная психологическая дисциплина, основы которой были заложены Б.Ф. Скиннером в 50-х годах прошлого века. Методы ABA используются для анализа и изменения поведения. Область приложения, в которой терапия наиболее ярко продемонстрировала свою эффективность, – коррекционная педагогика, в частности, помощь детям с аутизмом. В США и Канаде программы раннего поведенческого вмешательства широко применяются и оплачиваются за счет государственных средств. Сегодня методы ABA становятся популярны и в России, при этом спрос на квалифицированных поведенческих аналитиков на рынке труда многократно превосходит предложение.
Осенью на факультете психологии НГУ появится новый обучающий курс – «Прикладной анализ поведения». Цель его – подготовка поведенческих аналитиков для работы с детьми-аутистами в Новосибирске.
Курс будет включать очные и дистанционные лекции, семинары и тренинги, работу учащихся над курсовыми проектами. Преподавателями курса станут сертифицированные поведенческие аналитики из зарубежных и российских университетов, сотрудники НГУ.
Корреспондент «Навигатора» побеседовал с Евгением Бондарем, одним из инициаторов новой программы обучения:
– Евгений, почему вы решили заняться этим направлением?
– По образованию я математик. Работаю в Институте теоретической и прикладной механики СО РАН. Круг моих профессиональных интересов далек от психологии. Однако тема аутизма коснулась меня лично. Четыре года назад в моей семье родился сын. Когда Саше исполнилось 1,5 года, мы стали замечать странности в его поведении, которые по незнанию объясняли особенностями характера. Например, на прогулке ребенок категорично настаивал на одном и том же маршруте, мог подолгу и монотонно заниматься с каким-нибудь предметом, не любил смотреть людям в глаза, даже ближайшим родственникам. Также нас беспокоило, что он не торопился начинать говорить. В конечном итоге мы оказались на приеме у детского психиатра, где самые худшие опасения подтвердились – в поведении сына имелись признаки детского аутизма (данный диагноз ставится на основании наблюдения за поведением, никаких медицинских тестов не существует). Это был тяжелый удар для меня и жены. Во-первых, из российской литературы по данной теме, которую посоветовал психиатр, нам стало ясно, что готовиться надо к худшему: даже при наиболее благоприятном прогнозе ребенок вырастет не таким, как его сверстники, а в большинстве случаев это означает тяжелейшие проблемы в коммуникации с людьми, плохую обучаемость и умственную отсталость. Во-вторых, было совершенно не понятно, что делать, как «вытаскивать» нашего Сашу. Конечно, мы предполагали, что необходимы коррекционные занятия с психологами и дефектологами, но оставалось не ясным, какие должны использоваться методики и где искать специалистов.
– И как пришли к прикладному анализу поведения?
– Обзор информации в Интернете показал, что для лечения и коррекции детского аутизма используются различные методы, при этом с ходу было довольно сложно разобраться, какие из них действительно работают, какие не эффективны, а какие и вовсе шарлатанство. Случайно моя жена Наташа наткнулась на упоминание так называемой ABA-терапии (applied behavior analysis, ABA) или прикладного анализа поведения – популярного коррекционного подхода за рубежом. По мере изучения иностранной литературы мы поняли, что только методики коррекции аутизма, основанные на ABA, научно обоснованы и проверены клиническими испытаниями. При этом в России такая терапия официально не признана, а отечественные врачи и педагоги имеют стойкое предубеждение по отношению к поведенческим методикам. На мой взгляд, это связано с тем, что в нашей стране система помощи детям с аутизмом не развита и оторвана от достижений мировой науки. Соответственно, и профессионалов в области ABA в то время в Российской Федерации просто не было, не говоря уже о нашем городе. Мы приняли решение искать консультанта за границей и под его руководством заниматься с сыном. Общались по Интернету. Уже в первые три месяца работы по специально подобранной программе у Саши произошел заметный прорыв в развитии. Он начал говорить, пошел на контакт со взрослыми, стал играть с нами, научился радоваться жизни, которая происходит вокруг. Вот уже полтора года мы занимаемся и ни разу не усомнились в том, что правильно выбрали метод реабилитации. Хочу заметить, что это тяжелый ежедневный труд, требующий к тому же и больших финансовых затрат. Результата добились благодаря поддержке родителей и самоотверженности нашей мамы Наташи, взявшей на себя обязанности главного тераписта, как принято называть специалистов, занимающихся с детьми по ABA.
– Достигнутые результаты в отношении сына повлияли на решение запустить образовательный проект в НГУ?
– Все, что я делаю, так или иначе связано с главной целью – помочь своему ребенку. И ради этого стоит пытаться изменить ситуацию, хотя бы в Новосибирске. Ведь и на Западе ведущую роль при создании системы реабилитации сыграли родительские организации. Академгородок – уникальное место, а НГУ – один из лучших университетов страны, на базе которого возможно реализовать подобный проект. Большая удача, что в университете понимают важность проблемы аутизма, с деканом факультета психологии Ольгой Николаевной Первушиной мы нашли общий язык с первых же минут знакомства. Отмечу, что НГУ не планирует останавливаться только на проекте по подготовке поведенческих аналитиков – специалистов, которые смогут создавать программы и руководить коррекционной работой с детьми. В наши планы входит также создание центра на базе вуза, в котором работа с детьми будет сочетаться с исследованиями в области анализа поведения. Предполагается развивать и другие направления, имеющие отношение к аутизму. В группу будущих поведенческих аналитиков мы приглашаем не только психологов и педагогов, но и родителей детей с аутизмом. Как показывает практика, из них зачастую получаются блестящие профессионалы.
– Что можете посоветовать родителям особых детей?
– Не терять надежды. Если говорить о расстройствах аутистического спектра, то достоверно известно, что в результате упорной работы можно добиться если не исцеления, то существенных положительных сдвигов в развитии ребенка. С моей точки зрения, не стоит тратить время и средства, экспериментируя со всеми из существующих методов лечения, а сконцентрироваться на том, что дает реальный результат.
Справка
Аутизм или расстройства аутистического спектра (РАС) – группа нарушений общего развития, имеющих разную клиническую картину и степень проявления. Как правило, первые признаки аутизма становятся заметны у ребенка в возрасте до 3 лет и сохраняются на протяжении жизни. В последние десятилетия в мире наблюдается стремительный рост РАС. По данным 2012 года, в США одному из 88 детей восьмилетнего возраста поставлен диагноз аутизм. Для сравнения, в 1975 году такой диагноз имел один ребенок из пяти тысяч.
Прикладной анализ поведения – научная психологическая дисциплина, основы которой были заложены Б.Ф. Скиннером в 50-х годах прошлого века. Методы ABA используются для анализа и изменения поведения. Область приложения, в которой терапия наиболее ярко продемонстрировала свою эффективность, – коррекционная педагогика, в частности, помощь детям с аутизмом. В США и Канаде программы раннего поведенческого вмешательства широко применяются и оплачиваются за счет государственных средств. Сегодня методы ABA становятся популярны и в России, при этом спрос на квалифицированных поведенческих аналитиков на рынке труда многократно превосходит предложение.
«Время занятий», или как усадить ребенка за стол.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
«Время занятий», или как усадить ребенка за стол.
Работая с ребенком в качестве АВА-тераписта, застать его в настроении, подходящем для проведения обучающей сессии, зачастую бывает довольно трудно. Иногда вы приезжаете в дом к ребенку, а он начинает плакать или убегать от вас. Или же, если вы работаете с ним в школе, в момент вашего приезда он может впасть в истерику и начать разбрасывать вещи. Бывает и так, что после появления тераписта в доме или в школе ребенок может оставаться в хорошем настроении, однако в то самое мгновение, когда вы пытаетесь начать с ним работу, у него немедленно проявляется нежелательное поведение.
У аутичных детей бывают «плохие» и «хорошие» дни, и если ваш клиент не испытывает восторга всякий раз, когда вас видит, это совершенно нормальная ситуация. Однако если вы замечаете, что каждый раз, когда вы приезжаете к нему в дом, он убегает от вас, начинает демонстрировать проблематичное поведение, или же вам приходится буквально заставлять его сесть за стол, в таком случае, что-то определенно идет не так, и вам следует предпринять какие-либо действия. Вы ведь не хотите постоянно начинать обучающие сессии с сердитым, перестимулированным, плачущим ребенком, который думает только о том, как от вас избавится.
Это важно по нескольким причинам. Во-первых, многое из того, что мы делаем, опирается на хорошие, близкие «парно-обусловленные» взаимоотношения с ребенком. Если ребенок постоянно пытается избежать работы/рабочего стола/вас, в таком случае процедура сочетания стимулов становится очень сложной, и вы постепенно обретете характеристики аверсивного стимула для ребенка. Во-вторых, после того, как вам потребуется несколько минут для того, чтобы физически направить или отнести ребенка в зону проведения занятий, маловероятно, что вам удастся провести очень удачную и успешную сессию с этим ребенком. Это примерно аналогично ситуации, когда ваш босс звонит вам посреди ночи и говорит отправляться в офис, чтобы выполнить некоторую работу. АВА-терапист должен стремиться к работе с детьми в такие моменты, когда они могут проявить себя наилучшим образом. И наконец, успешная подготовка вашего клиента к проведению занятия обучает его навыкам переходов. Переход от нерабочего режима (от любой деятельности, которой ребенок занимался до вашего появления) в рабочий режим представляет собой серьезный переход. И если вам удается обучить ребенка успешному и соответствующему переходу к обучающей сессии, ему будет намного легче осуществлять малые переходы в процессе терапии.
Как правило, если терапист испытывает постоянные трудности с усаживанием своего клиента за рабочий стол, это происходит по одной из следующих причин: терапист не был соответствующим образом включен в пару с ребенком, родители неправильно подготавливают ребенка к обучающей сессии, или терапист некорректно использует усиление в ходе занятий.
Проблемы с парным обусловливанием.
Построение сотрудничества, или парное обусловливание, является важным шагом на пути обучения любого ребенка с расстройством аутистического спектра. Сочетание стимулов в паре, как прикладная стратегия, основывается на усилении, при котором терапист развивает дружеские отношения с ребенком через индивидуальные интересы этого ребенка. Это может предполагать использование конфет, телевизора, музыки, видеоигр, игрушек, различных видов деятельности и т.п. Целью парного обусловливания является создание взаимоотношений, которые основываются на доверии, мотивации и взаимном интересе у ребенка и тераписта. Родители и любые специалисты, которые начинают работать с ребенком, должны в первую очередь начинать свою деятельность с парного обусловливания. Терапист не может просто зайти в комнату и начать предъявлять ребенку какие-либо требования. Выделение времени на процесс построения сотрудничества обеспечит успешность терапии и доверие со стороны ребенка, к моменту начала занятий за столом. Опытный терапист может сделать вывод о том, что построение сотрудничества произошло успешно, если в момент его приезда ребенок проявляет радость и интерес к нему. К примеру, ребенок может взять тераписта за руку и отвести в рабочую область, или же он немедленно подходит к столу и садится на свое рабочее место, или же радостно бежит к двери встречать вошедшего специалиста, и т.п. Все вышеперечисленное является признаками успешного парного обусловливания. Построенное сотрудничество и доверие, однако, не сохраняется навсегда. Часто случается так, что из-за болезни или отъезда ребенок не видится со своим терапистом некоторое время, и тогда тераписту приходится снова возвращаться к парному обусловливанию, чтобы заново «представить себя» ребенку.
Проблемы с подготовкой ребенка к обучающей сессии.
Иногда у терапистов возникает необходимость в том, чтобы помочь родителям понять, каким образом им следует подготавливать ребенка к сессии. Вы можете быть самым веселым и интересным терапистом во всем городе, но если непосредственно перед вашим приездом ребенок прыгает на диване, глядя мультики в пижаме и доедая батончик «Сникерс», такой ребенок, скорее всего, очень огорчится, услышав звонок в двери и увидев, как вы заходите в дом. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, по крайней мере, за 35-40 минут до занятия родителям следует начать проговаривать ребенку подготовительные переходные фразы, например, «Уже почти наступило время, когда нам нужно будет выключить телевизор, потому что миссис Джейн скоро будет здесь». Ребенку нужно дать достаточно очевидное предупреждение о том, что уже практически пришло время заниматься. Родители также могут помочь вам, используя визуальное расписание и показывая ребенку на данном расписании, что после просмотра телевизора наступает время для работы с миссис Джейн. Родителям следует убедиться в том, что их ребенок чист, не голоден, не испытывает жажды, а также что он сходил в туалет до начала сессии АВА-терапии. Терапист в свою очередь не должен усаживать за стол голодного ребенка в мокрых штанах для проведения обучающей сессии. Терапистам следует помогать родителям в процессе подготовки ребенка к переходу к занятиям. Попросите родителей ребенка, чтобы он также выходил к двери встречать прибывшего тераписта. В такой ситуации родители могут сказать что-нибудь вроде «Хорошо, а теперь иди поиграй с миссис Джейн», а затем отойти от тераписта и от ребенка. Постарайтесь организовать отделение ребенка от родителей таким образом, чтобы этот момент был быстрым и безболезненным для ребенка, тогда можно будет избежать ситуации, когда он будет цепляться за маму или папу и капризничать.
Проблемы с усилением.
Это наиболее распространенная ситуация. Терапист жалуется на то, что когда он приезжает к ребенку на занятие, ему приходится использовать трех-шаговые подсказки для того, чтобы усадить ребенка за рабочий стол, а потом первые несколько минут сессии ребенок плачет или капризничает. Но если понаблюдать за этой ситуацией со стороны, довольно быстро становится понятным, почему ребенок избегает работы за столом: усиление слишком слабое, а требования слишком высокие. Об усилении можно говорить практически бесконечно, потому в данной публикации мы сосредоточимся лишь на некоторых нюансах.
Всегда важно соблюдать баланс между усилением и требованиями. Если требование слишком сложное, ребенок может начать проявлять нежелательное поведение или попытаться убежать из-за стола. Если требование слишком простое, ребенок может разбаловаться, потерять рабочий настрой или начать хихикать или паясничать, чтобы развлечь самого себя. Попробуйте изменить поощрение и посмотреть, что может заставить ребенка охотно подойти к рабочему столу. Отправьтесь к нему в дом с целой сумкой различных поощрений игрушек, и позвольте ребенку отнести «волшебный мешочек» в комнату для занятий. Как только вы попадете в комнату, позвольте ребенку выбрать одну игрушку, которую он сможет взять с собой за рабочий стол. Перед началом сессии можно установить таймер и дать ребенку несколько минут для того, чтобы он насладился взаимодействием с выбранным предметом. В это время вы сможете спокойно подготовить все материалы, необходимые вам для проведения занятия, листы для записи данных и просто настроиться на рабочий лад. Когда оговоренное время истекает, ребенок должен подойти к рабочему столу. Если игрушка по-прежнему остается у него в руках, можно позволить ему принести ее к столу. Все это представляет собой безболезненный и простой способ привести ребенка в комнату для занятий, сформировать у него счастливое и спокойное настроение, а также осуществить переход от свободного времяпровождения к работе.
Ниже приводится информация, с которой рекомендуется ознакомиться всем молодым терапистам.
Как терапист, вы должны определить, что является поощрением для конкретного ребенка (см., например, публикацию «Подбор поощрений»), а затем связать себя с данными поощрениями. Для этого иногда достаточно просто дать ребенку некоторые предметы, сесть рядом с ним и понаблюдать за тем, каким образом он взаимодействует с этими предметами, или поиграть с ними вместе с ребенком. Не спешите с выставлением требований к ребенку, и усложняйте их по мере того, как он начинает доверять вам и принимать ваше присутствие. Если вы даете ребенку печенье, скажите «печенье» прежде, чем отдать его. Со временем вы можете начать требовать от ребенка повторять слово «печенье» за вами, чтобы получить его.
Еще одним способом мягкого и постепенного добавления требований является размещение поощрения дальше и дальше от ребенка, или же требование вербальной реакции для получения доступа к поощрению. Поместите поощрение в такой контейнер, который ребенок не сможет открыть самостоятельно, и когда он обратится к вам за помощью, попросите его сказать (или показать) «открой» прежде, чем вы откроете контейнер. Таким образом, ребенок уяснит, что у тераписта есть доступ к вещам, которые ему нравятся, и терапист постепенно начнет ассоциироваться (сочетаться в паре) с весельем и поощрениями. Использование поощрений и парного обусловливания представляет собой необходимый первоначальный шаг до реализации любой обучающей программы. Сочетание в паре является важным навыком, к которому время от времени приходится возвращаться. Если ребенок долгое время болел, пропустил несколько недель занятий в связи с отъездом на каникулы, или же начинает работу с новым специалистом, необходимо вернуться к процедурам парного обусловливания прежде, чем начинать работу. В начале сессии ребенок должен демонстрировать желание и готовность к обучению, и сочетание стимулов в паре является инструментом для достижения данной цели. Если ребенок приближается к вам, пытается вступить с вами во взаимодействие и хочет, чтобы вы присоединились к нему в игре (особенно во время перемены), или радостно встречает вас на пороге своего дома, тогда можно считать, что процесс построения сотрудничества завершился успешно.
«Время занятий», или как усадить ребенка за стол.
Работая с ребенком в качестве АВА-тераписта, застать его в настроении, подходящем для проведения обучающей сессии, зачастую бывает довольно трудно. Иногда вы приезжаете в дом к ребенку, а он начинает плакать или убегать от вас. Или же, если вы работаете с ним в школе, в момент вашего приезда он может впасть в истерику и начать разбрасывать вещи. Бывает и так, что после появления тераписта в доме или в школе ребенок может оставаться в хорошем настроении, однако в то самое мгновение, когда вы пытаетесь начать с ним работу, у него немедленно проявляется нежелательное поведение.
У аутичных детей бывают «плохие» и «хорошие» дни, и если ваш клиент не испытывает восторга всякий раз, когда вас видит, это совершенно нормальная ситуация. Однако если вы замечаете, что каждый раз, когда вы приезжаете к нему в дом, он убегает от вас, начинает демонстрировать проблематичное поведение, или же вам приходится буквально заставлять его сесть за стол, в таком случае, что-то определенно идет не так, и вам следует предпринять какие-либо действия. Вы ведь не хотите постоянно начинать обучающие сессии с сердитым, перестимулированным, плачущим ребенком, который думает только о том, как от вас избавится.
Это важно по нескольким причинам. Во-первых, многое из того, что мы делаем, опирается на хорошие, близкие «парно-обусловленные» взаимоотношения с ребенком. Если ребенок постоянно пытается избежать работы/рабочего стола/вас, в таком случае процедура сочетания стимулов становится очень сложной, и вы постепенно обретете характеристики аверсивного стимула для ребенка. Во-вторых, после того, как вам потребуется несколько минут для того, чтобы физически направить или отнести ребенка в зону проведения занятий, маловероятно, что вам удастся провести очень удачную и успешную сессию с этим ребенком. Это примерно аналогично ситуации, когда ваш босс звонит вам посреди ночи и говорит отправляться в офис, чтобы выполнить некоторую работу. АВА-терапист должен стремиться к работе с детьми в такие моменты, когда они могут проявить себя наилучшим образом. И наконец, успешная подготовка вашего клиента к проведению занятия обучает его навыкам переходов. Переход от нерабочего режима (от любой деятельности, которой ребенок занимался до вашего появления) в рабочий режим представляет собой серьезный переход. И если вам удается обучить ребенка успешному и соответствующему переходу к обучающей сессии, ему будет намного легче осуществлять малые переходы в процессе терапии.
Как правило, если терапист испытывает постоянные трудности с усаживанием своего клиента за рабочий стол, это происходит по одной из следующих причин: терапист не был соответствующим образом включен в пару с ребенком, родители неправильно подготавливают ребенка к обучающей сессии, или терапист некорректно использует усиление в ходе занятий.
Проблемы с парным обусловливанием.
Построение сотрудничества, или парное обусловливание, является важным шагом на пути обучения любого ребенка с расстройством аутистического спектра. Сочетание стимулов в паре, как прикладная стратегия, основывается на усилении, при котором терапист развивает дружеские отношения с ребенком через индивидуальные интересы этого ребенка. Это может предполагать использование конфет, телевизора, музыки, видеоигр, игрушек, различных видов деятельности и т.п. Целью парного обусловливания является создание взаимоотношений, которые основываются на доверии, мотивации и взаимном интересе у ребенка и тераписта. Родители и любые специалисты, которые начинают работать с ребенком, должны в первую очередь начинать свою деятельность с парного обусловливания. Терапист не может просто зайти в комнату и начать предъявлять ребенку какие-либо требования. Выделение времени на процесс построения сотрудничества обеспечит успешность терапии и доверие со стороны ребенка, к моменту начала занятий за столом. Опытный терапист может сделать вывод о том, что построение сотрудничества произошло успешно, если в момент его приезда ребенок проявляет радость и интерес к нему. К примеру, ребенок может взять тераписта за руку и отвести в рабочую область, или же он немедленно подходит к столу и садится на свое рабочее место, или же радостно бежит к двери встречать вошедшего специалиста, и т.п. Все вышеперечисленное является признаками успешного парного обусловливания. Построенное сотрудничество и доверие, однако, не сохраняется навсегда. Часто случается так, что из-за болезни или отъезда ребенок не видится со своим терапистом некоторое время, и тогда тераписту приходится снова возвращаться к парному обусловливанию, чтобы заново «представить себя» ребенку.
Проблемы с подготовкой ребенка к обучающей сессии.
Иногда у терапистов возникает необходимость в том, чтобы помочь родителям понять, каким образом им следует подготавливать ребенка к сессии. Вы можете быть самым веселым и интересным терапистом во всем городе, но если непосредственно перед вашим приездом ребенок прыгает на диване, глядя мультики в пижаме и доедая батончик «Сникерс», такой ребенок, скорее всего, очень огорчится, услышав звонок в двери и увидев, как вы заходите в дом. В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, по крайней мере, за 35-40 минут до занятия родителям следует начать проговаривать ребенку подготовительные переходные фразы, например, «Уже почти наступило время, когда нам нужно будет выключить телевизор, потому что миссис Джейн скоро будет здесь». Ребенку нужно дать достаточно очевидное предупреждение о том, что уже практически пришло время заниматься. Родители также могут помочь вам, используя визуальное расписание и показывая ребенку на данном расписании, что после просмотра телевизора наступает время для работы с миссис Джейн. Родителям следует убедиться в том, что их ребенок чист, не голоден, не испытывает жажды, а также что он сходил в туалет до начала сессии АВА-терапии. Терапист в свою очередь не должен усаживать за стол голодного ребенка в мокрых штанах для проведения обучающей сессии. Терапистам следует помогать родителям в процессе подготовки ребенка к переходу к занятиям. Попросите родителей ребенка, чтобы он также выходил к двери встречать прибывшего тераписта. В такой ситуации родители могут сказать что-нибудь вроде «Хорошо, а теперь иди поиграй с миссис Джейн», а затем отойти от тераписта и от ребенка. Постарайтесь организовать отделение ребенка от родителей таким образом, чтобы этот момент был быстрым и безболезненным для ребенка, тогда можно будет избежать ситуации, когда он будет цепляться за маму или папу и капризничать.
Проблемы с усилением.
Это наиболее распространенная ситуация. Терапист жалуется на то, что когда он приезжает к ребенку на занятие, ему приходится использовать трех-шаговые подсказки для того, чтобы усадить ребенка за рабочий стол, а потом первые несколько минут сессии ребенок плачет или капризничает. Но если понаблюдать за этой ситуацией со стороны, довольно быстро становится понятным, почему ребенок избегает работы за столом: усиление слишком слабое, а требования слишком высокие. Об усилении можно говорить практически бесконечно, потому в данной публикации мы сосредоточимся лишь на некоторых нюансах.
Всегда важно соблюдать баланс между усилением и требованиями. Если требование слишком сложное, ребенок может начать проявлять нежелательное поведение или попытаться убежать из-за стола. Если требование слишком простое, ребенок может разбаловаться, потерять рабочий настрой или начать хихикать или паясничать, чтобы развлечь самого себя. Попробуйте изменить поощрение и посмотреть, что может заставить ребенка охотно подойти к рабочему столу. Отправьтесь к нему в дом с целой сумкой различных поощрений игрушек, и позвольте ребенку отнести «волшебный мешочек» в комнату для занятий. Как только вы попадете в комнату, позвольте ребенку выбрать одну игрушку, которую он сможет взять с собой за рабочий стол. Перед началом сессии можно установить таймер и дать ребенку несколько минут для того, чтобы он насладился взаимодействием с выбранным предметом. В это время вы сможете спокойно подготовить все материалы, необходимые вам для проведения занятия, листы для записи данных и просто настроиться на рабочий лад. Когда оговоренное время истекает, ребенок должен подойти к рабочему столу. Если игрушка по-прежнему остается у него в руках, можно позволить ему принести ее к столу. Все это представляет собой безболезненный и простой способ привести ребенка в комнату для занятий, сформировать у него счастливое и спокойное настроение, а также осуществить переход от свободного времяпровождения к работе.
Ниже приводится информация, с которой рекомендуется ознакомиться всем молодым терапистам.
Как терапист, вы должны определить, что является поощрением для конкретного ребенка (см., например, публикацию «Подбор поощрений»), а затем связать себя с данными поощрениями. Для этого иногда достаточно просто дать ребенку некоторые предметы, сесть рядом с ним и понаблюдать за тем, каким образом он взаимодействует с этими предметами, или поиграть с ними вместе с ребенком. Не спешите с выставлением требований к ребенку, и усложняйте их по мере того, как он начинает доверять вам и принимать ваше присутствие. Если вы даете ребенку печенье, скажите «печенье» прежде, чем отдать его. Со временем вы можете начать требовать от ребенка повторять слово «печенье» за вами, чтобы получить его.
Еще одним способом мягкого и постепенного добавления требований является размещение поощрения дальше и дальше от ребенка, или же требование вербальной реакции для получения доступа к поощрению. Поместите поощрение в такой контейнер, который ребенок не сможет открыть самостоятельно, и когда он обратится к вам за помощью, попросите его сказать (или показать) «открой» прежде, чем вы откроете контейнер. Таким образом, ребенок уяснит, что у тераписта есть доступ к вещам, которые ему нравятся, и терапист постепенно начнет ассоциироваться (сочетаться в паре) с весельем и поощрениями. Использование поощрений и парного обусловливания представляет собой необходимый первоначальный шаг до реализации любой обучающей программы. Сочетание в паре является важным навыком, к которому время от времени приходится возвращаться. Если ребенок долгое время болел, пропустил несколько недель занятий в связи с отъездом на каникулы, или же начинает работу с новым специалистом, необходимо вернуться к процедурам парного обусловливания прежде, чем начинать работу. В начале сессии ребенок должен демонстрировать желание и готовность к обучению, и сочетание стимулов в паре является инструментом для достижения данной цели. Если ребенок приближается к вам, пытается вступить с вами во взаимодействие и хочет, чтобы вы присоединились к нему в игре (особенно во время перемены), или радостно встречает вас на пороге своего дома, тогда можно считать, что процесс построения сотрудничества завершился успешно.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
У нас с Платоном как раз такой период, перестал хотеть заниматься с логопедом (домой к нам приходит)!Всё в кучу: и она стала нерегулярно ходить, и время неустановленное (т.е. приходит когда может, звонит, конечно, что придёт. Живёт рядом. То в отпуске была, то заболела.). Бывает и я не успеваю его настроить, что придёт логопед и надо оторваться от другого "занятия". И к другому ещё логопеду стали ездить на занятия, а у той всё по другому.
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Пример занятия (видео) в блоге о. Доленко.
Пример занятия (видео) в блоге о. Доленко.
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Хороший мальчик! Интересно каким он был и что умел на первом занятии.... Здесь уже показано чего достигли, а как достигали не показали .....жаль. Он всё-таки видно, что более менее "продвинутый"...понимает обращённую речь, таких результатов достичь за 21 занятие...возможно, если он более "лёгкий"...или до этого с ним занимались ....может я ошибаюсь.
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Мне тоже так показалось, что у мальчика много шансов вылезти. Недавно читала результаты исследования. что выходят из аутизма скорее те, у кого нет повторяющихся движений, прыжков, похлопываний, выстраиваний предметов и пр. ритуалов. На этом видео у ребёнка их точно нет.
Вот эта статья [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Вот эта статья [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Re: Метод АВА (модификация поведения)
rozab пишет:Мне тоже так показалось, что у мальчика много шансов вылезти. Недавно читала результаты исследования. что выходят из аутизма скорее те, у кого нет повторяющихся движений, прыжков, похлопываний, выстраиваний предметов и пр. ритуалов. На этом видео у ребёнка их точно нет.
Вот эта статья [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Так получается изначально у них был не аутизм! Все перечисленные признаки как раз и есть у "настоящих" аутистов (((
Oksana- Платон 11.03.2010 Сообщения : 218
Дата регистрации : 2012-07-27
Возраст : 53
Откуда : Анжеро-Судженск
Re: Метод АВА (модификация поведения)
Аутизм разный по степени тяжести...
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Оксана, можно задать вопрос самой Доленко в блоге. Интересно, как она прокомментирует.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение] Оксана, можно задать вопрос самой Доленко в блоге. Интересно, как она прокомментирует.
Страница 2 из 4 • 1, 2, 3, 4
Форум об аутизме :: Обучение :: Обучение
Страница 2 из 4
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения