Социальные деревни
+4
maria-ya
виталина
Людмила
rozab
Участников: 8
Страница 3 из 3
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Счастливый дом
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
«Счастливый дом» — ещё один шанс для аутистов
Где же жить необычным людям?
Современный «светский» человек о своих же собственных болезнях старается не думать, его сознание воспитано так, что всегда стремится сделать вид, что никаких болезней нет вообще. Любое человеческое общество с трудом привыкает к людям, отличающимся от большинства. И хотя современное «светское» общество декларирует терпимость и даже толерантность, едва ли можно поверить, что гуманистические идеалы помогут этому обществу до конца принять так называемых особых людей.
Идея особых поселений, где особые люди будут жить на равных с готовыми к сосуществованию с ними людьми обычными, остаётся актуальной. C середины прошлого века энтузиастами создаются самые разные общины, в которых люди с различными отклонениями в развитии могут жить гораздо более полноценной социальной жизнью, чем в обычных городах и сёлах. Как правило, в одной общине уживаются люди с самыми разными диагнозами, и стороннему доброжелательному наблюдателю жизнь такой общины кажется чуть ли не идиллией. Но идиллическая картина разрушается тогда, когда правило нарушается. Одно из таких нарушений – люди с расстройствами аутистического спектра.
Особые среди особых
В нынешнем году огромный резонанс в обществе вызвал документальный фильм режиссёра Любови Аркус «Антон тут рядом», для героя которого, молодого человека с диагнозом «аутизм», создатели фильма пытаются найти приемлемый вариант существования. Один из самых ярких эпизодов фильма рассказывает о пребывании Антона в кэмпхильской деревне Светлана под Санкт-Петербургом, где успешно сосуществуют, живут и работают люди с синдромом Дауна, с олигофренией и другими отклонениями. Но аутисту там места не находится, он не в состоянии встроиться даже в такую хорошо отлаженную и специально рассчитанную на особых людей систему. Тем не менее, пребывание в нашем медленно учащемся терпимости обществе для аутистов так же проблематично, как и для всех остальных непохожих.
"Счастливый дом"
Попытка что-то сделать для решения проблемы в целом – всегда выход за рамки заботы только о собственном выживании. Проект «Счастливый дом» начался с того, что семья, в которой есть ребёнок-аутист, переехала из города в сельскую местность потому, что так показалось удобней им самим. А потом у этой семьи появилась идея о целом поселении для аутистов. Рассказывает исполнительный директор «Счастливого дома» Ирина Попова:
Нашей младшей дочери Ане 19 лет. У неё аутизм. К сожалению, этот диагноз официальные врачи нам никогда не ставили. Мы забили тревогу, когда в 2 года у Ани так и не появилась речь, хотя я заметила, ещё когда ей было месяца 2-3, что как-то уж очень по-взрослому, осмысленно мой ребенок на меня смотрит, буквально изучает, но как только поворачиваюсь к ней - сразу прячет взгляд. Помню, ещё тогда сказала мужу: «Какое-то космическое создание». Что было дальше? Хождение по врачам, вердикт за вердиктом: «Не торопитесь, перерастёт, у вас ЗПР, ЗПРР, УО, сделать ничего нельзя». В психо-неврологическом диспансере пожилая женщина-психиатр посоветовала сразу отдать ребенка в интернат - там-де ей помогут. В 3 с половиной года повезло: врач-остеопат сказала, что у Ани - аутизм. Кинулись искать информацию, специалистов, но получалось, что продолжаем ходить по кругу по тем же врачам. В 5 лет наша дочь пошла в коррекционный садик, который посещала до 9 лет. Были улучшения, стала появляться речь, правда только отдельные слова. Уже подобрали школу, в которую Аня пойдет. Но тут, как гром среди ясного неба - эпилепсия. Частые генерализованные приступы не оставили нам шансов не только пойти в школу, но и продолжать ходить в детский сад. Эта дорога для нас закрылась, как потом оказалось, навсегда. Были ещё больницы, подбор медикаментозного лечения, обследования и ещё один удар: у Ани - неоперабельная киста височной части головного мозга. В какой- то момент её состояние стало таким, что речь шла уже не о развитии и получении образования, а о физическом выживании. Именно тогда мы приняли, как теперь понимаем, единственно правильное решение: переехать за город. Мы нашли замечательное место в посёлке Озерки Выборгского района Ленинградской области, окружённое лесом, рядом - Финский залив. Построили дом, вырыли пруд, запустили туда рыбу. По участку ходят гуси, бегают собаки бобтейлы - мы узнали, что их специально заводят для детей с аутизмом и не ошиблись: они замечательные компаньоны. Кругом цветы, ягоды. Надо сказать, что нашей девочке стало гораздо лучше в этой обстановке, которая уже сама по себе является терапевтической. Конечно, переезд в Озерки изменил нашу жизнь. Пришлось оставить работу в городе, изменить весь уклад, все привычки, от многого отказаться. Но мы делали самое главное - помогали своему ребенку изо всех сил. И вот подумалось: раз жизнь так распорядилась, что мы уже живём здесь и, надо сказать, неплохо, почему бы не поддержать ещё нескольких таких ребят, как наша Аня. Ведь наша ситуация - не единична, просто мы смогли её поставить под контроль. Наш ребёнок нас изменил - мы захотели помогать другим.
Проект «Счастливый дом» пока находится на начальном этапе развития, но уже построен дом площадью 100 кв.м., рассчитанный на проживание пяти человек подопечных и двух человек персонала, к участку подведён газ, выкопан колодец. Ведутся работы по дальнейшему оборудованию участка, размеры которого позволяет построить второй дом площадью 360 кв.м. Создатели «Счастливого дома» изначально руководствуются принципиальным подходом, принятым в мировой практике при организации сопровождаемого проживания людей с РАС: предоставление подопечным такого объема помощи, который необходим им для решения всех своих повседневных жизненных задач. Основа этого подхода - индивидуальная программа развития поведенческих навыков, которая разрабатывается для каждого поступающего подопечного на основе комплекса педагогической диагностики специалистами проекта и согласуется с его законными представителями или с ним самим в случае его дееспособности. Совместно со специалистами-экспертами в области ABA-терапии уже составлена программа обучения персонала и волонтёров для работы в проекте. С профильными кафедрами СПбГПУ им. Герцена (коррекционной педагогики и психологии) уже есть договорённость о направлении в «Счастливый дом» студентов для прохождения практики, проведения интеграционных мероприятий и сопровождения подопечных.
Особенно важно, что «Счастливый дом» - это в перспективе не просто поселение, где некие особые люди, которым трудно интегрироваться в общество, будут доживать свой век. И даже современные методы реабилитации и социализации аутистов хотя и предполагаются, но как нечто уже дополнительное. Нынче много говорят об аутизме, но сравнительно немногие затрагивают тему именно лечения аутизма. Подозреваю, что для некоторым это словосочетание вообще покажется абсурдным – ведь в результате распространившихся отчасти благодаря кинематографу мифах об аутизме люди с этим расстройством часто воспринимаются, как некие существа из другого мира, о бытовых нуждах которых по мере возможности надо заботиться, но не более того. Ирина Попова – одна из сравнительно немногих в нашей стране, кто пытается донести до всех заинтересованных информацию, способную радикально изменить в лучшую сторону жизнь людей даже с тяжёлыми формами аутизма:
Аутичные дети отличаются от здоровых ослабленным иммунитетом, болезнями ЖКТ, они страдают пищевыми непереносимостями, дисбактериозом, ферментативной недостаточностью, мальабсорбцией и дефектами митохондрий. Анализы показывают наличие в их организме тяжёлых металлов, нарушение метаболизма. В анализах мочи - опиатные остатки, как у наркоманов, и продукты жизнедеятельности бактерий, которых у людей вообще никогда не встречается. Из-за этих проблем разрываются нормальные химические процессы в организме и затормаживаются циклы, отвечающие за развитие речи и познавательных способностей, так как мозг людей с аутизмом недополучает питательных веществ и витаминов. И поэтому психиатры, в ведении которых традиционно находится аутизм, не могут помочь нашим детям – медикаменты, которые они предлагают, ничего, кроме побочного тормозящего эффекта, не приносят, то есть в короткий срок делают ребенка похожим на овощ. Как только действие психотропного препарата прекращается, деструктивное поведение, против которого он принимался, возвращается вновь. Значит, это не лечение болезни, а борьба с её проявлениями.
А вот на самом деле может помочь уже применяемая во всем мире эффективная система питания БГ/БК (безглютеновая / безказеиновая диета) и биомедицинское лечение, коротко - биомед. Это целая научно обоснованная концепция лечения ЖКТ, которая включает в себя борьбу с патогенной флорой, предусматривает прием биодобавок, основанный на необходимости восполнения питательных веществ, недополучаемых ребенком из-за исключающих диет, но, в основном, по причине неспособности ЖКТ выделить эти вещества в процессе пищеварения. Ну и, конечно, существуют АВА-терапия, альтернативные способы коммуникации и ещё много, много всего. Перед нами, а главное, перед нашим ребёнком, открылся целый мир, у нас появилась надежда. Мы видим явную пользу всего, что я перечислила. Поэтому мы готовы принять у себя ребят, родители которых подобным образом помогают своему ребёнку, а если они ещё не начали - вдохновим своим примером.
Поселение не мыслится, как некое замкнутое сообщество аутистов и их сопровождающих. Всё-таки его создатели не забывают, что самый нормальный вариант – интегрированность особых людей в общество. И потому они уже теперь думают о возможном трудоустройстве некоторых своих подопечных на соседних с их поселением фермах – это для начала. Опять-таки, кто знает, как может влиять биомед на аутистов, тот понимает, что это вовсе не утопия: по мере очищения организма аутиста от ненужных веществ его, аутиста, социализация возрастает.
«Счастливый дом» имеет много шансов стать уникальной учебно-интеграционной площадкой для молодых людей с РАС, восполняющей пробелы в государственной системе обучения и социализации этой категории молодёжи. Но будет гораздо лучше, если в итоге этот проект преодолеет и свою уникальность, то есть сможет передать свой опыт другим энтузиастам, и подобные «счастливые дома», где люди, страдающие аутизмом, смогут не только устраивать свой быт в соответствии с особенностями их развития, но и получать грамотные лечение и реабилитацию. Пока «Счастливый дом» существует на личные сбережения его основателей и частные пожертвования. Для его развития очень нужна также и финансовая помощь неравнодушных, понимающих суть проблемы людей.
Страница проекта на Facebook: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] .
«Счастливый дом» — ещё один шанс для аутистов
Где же жить необычным людям?
Современный «светский» человек о своих же собственных болезнях старается не думать, его сознание воспитано так, что всегда стремится сделать вид, что никаких болезней нет вообще. Любое человеческое общество с трудом привыкает к людям, отличающимся от большинства. И хотя современное «светское» общество декларирует терпимость и даже толерантность, едва ли можно поверить, что гуманистические идеалы помогут этому обществу до конца принять так называемых особых людей.
Идея особых поселений, где особые люди будут жить на равных с готовыми к сосуществованию с ними людьми обычными, остаётся актуальной. C середины прошлого века энтузиастами создаются самые разные общины, в которых люди с различными отклонениями в развитии могут жить гораздо более полноценной социальной жизнью, чем в обычных городах и сёлах. Как правило, в одной общине уживаются люди с самыми разными диагнозами, и стороннему доброжелательному наблюдателю жизнь такой общины кажется чуть ли не идиллией. Но идиллическая картина разрушается тогда, когда правило нарушается. Одно из таких нарушений – люди с расстройствами аутистического спектра.
Особые среди особых
В нынешнем году огромный резонанс в обществе вызвал документальный фильм режиссёра Любови Аркус «Антон тут рядом», для героя которого, молодого человека с диагнозом «аутизм», создатели фильма пытаются найти приемлемый вариант существования. Один из самых ярких эпизодов фильма рассказывает о пребывании Антона в кэмпхильской деревне Светлана под Санкт-Петербургом, где успешно сосуществуют, живут и работают люди с синдромом Дауна, с олигофренией и другими отклонениями. Но аутисту там места не находится, он не в состоянии встроиться даже в такую хорошо отлаженную и специально рассчитанную на особых людей систему. Тем не менее, пребывание в нашем медленно учащемся терпимости обществе для аутистов так же проблематично, как и для всех остальных непохожих.
"Счастливый дом"
Попытка что-то сделать для решения проблемы в целом – всегда выход за рамки заботы только о собственном выживании. Проект «Счастливый дом» начался с того, что семья, в которой есть ребёнок-аутист, переехала из города в сельскую местность потому, что так показалось удобней им самим. А потом у этой семьи появилась идея о целом поселении для аутистов. Рассказывает исполнительный директор «Счастливого дома» Ирина Попова:
Нашей младшей дочери Ане 19 лет. У неё аутизм. К сожалению, этот диагноз официальные врачи нам никогда не ставили. Мы забили тревогу, когда в 2 года у Ани так и не появилась речь, хотя я заметила, ещё когда ей было месяца 2-3, что как-то уж очень по-взрослому, осмысленно мой ребенок на меня смотрит, буквально изучает, но как только поворачиваюсь к ней - сразу прячет взгляд. Помню, ещё тогда сказала мужу: «Какое-то космическое создание». Что было дальше? Хождение по врачам, вердикт за вердиктом: «Не торопитесь, перерастёт, у вас ЗПР, ЗПРР, УО, сделать ничего нельзя». В психо-неврологическом диспансере пожилая женщина-психиатр посоветовала сразу отдать ребенка в интернат - там-де ей помогут. В 3 с половиной года повезло: врач-остеопат сказала, что у Ани - аутизм. Кинулись искать информацию, специалистов, но получалось, что продолжаем ходить по кругу по тем же врачам. В 5 лет наша дочь пошла в коррекционный садик, который посещала до 9 лет. Были улучшения, стала появляться речь, правда только отдельные слова. Уже подобрали школу, в которую Аня пойдет. Но тут, как гром среди ясного неба - эпилепсия. Частые генерализованные приступы не оставили нам шансов не только пойти в школу, но и продолжать ходить в детский сад. Эта дорога для нас закрылась, как потом оказалось, навсегда. Были ещё больницы, подбор медикаментозного лечения, обследования и ещё один удар: у Ани - неоперабельная киста височной части головного мозга. В какой- то момент её состояние стало таким, что речь шла уже не о развитии и получении образования, а о физическом выживании. Именно тогда мы приняли, как теперь понимаем, единственно правильное решение: переехать за город. Мы нашли замечательное место в посёлке Озерки Выборгского района Ленинградской области, окружённое лесом, рядом - Финский залив. Построили дом, вырыли пруд, запустили туда рыбу. По участку ходят гуси, бегают собаки бобтейлы - мы узнали, что их специально заводят для детей с аутизмом и не ошиблись: они замечательные компаньоны. Кругом цветы, ягоды. Надо сказать, что нашей девочке стало гораздо лучше в этой обстановке, которая уже сама по себе является терапевтической. Конечно, переезд в Озерки изменил нашу жизнь. Пришлось оставить работу в городе, изменить весь уклад, все привычки, от многого отказаться. Но мы делали самое главное - помогали своему ребенку изо всех сил. И вот подумалось: раз жизнь так распорядилась, что мы уже живём здесь и, надо сказать, неплохо, почему бы не поддержать ещё нескольких таких ребят, как наша Аня. Ведь наша ситуация - не единична, просто мы смогли её поставить под контроль. Наш ребёнок нас изменил - мы захотели помогать другим.
Проект «Счастливый дом» пока находится на начальном этапе развития, но уже построен дом площадью 100 кв.м., рассчитанный на проживание пяти человек подопечных и двух человек персонала, к участку подведён газ, выкопан колодец. Ведутся работы по дальнейшему оборудованию участка, размеры которого позволяет построить второй дом площадью 360 кв.м. Создатели «Счастливого дома» изначально руководствуются принципиальным подходом, принятым в мировой практике при организации сопровождаемого проживания людей с РАС: предоставление подопечным такого объема помощи, который необходим им для решения всех своих повседневных жизненных задач. Основа этого подхода - индивидуальная программа развития поведенческих навыков, которая разрабатывается для каждого поступающего подопечного на основе комплекса педагогической диагностики специалистами проекта и согласуется с его законными представителями или с ним самим в случае его дееспособности. Совместно со специалистами-экспертами в области ABA-терапии уже составлена программа обучения персонала и волонтёров для работы в проекте. С профильными кафедрами СПбГПУ им. Герцена (коррекционной педагогики и психологии) уже есть договорённость о направлении в «Счастливый дом» студентов для прохождения практики, проведения интеграционных мероприятий и сопровождения подопечных.
Особенно важно, что «Счастливый дом» - это в перспективе не просто поселение, где некие особые люди, которым трудно интегрироваться в общество, будут доживать свой век. И даже современные методы реабилитации и социализации аутистов хотя и предполагаются, но как нечто уже дополнительное. Нынче много говорят об аутизме, но сравнительно немногие затрагивают тему именно лечения аутизма. Подозреваю, что для некоторым это словосочетание вообще покажется абсурдным – ведь в результате распространившихся отчасти благодаря кинематографу мифах об аутизме люди с этим расстройством часто воспринимаются, как некие существа из другого мира, о бытовых нуждах которых по мере возможности надо заботиться, но не более того. Ирина Попова – одна из сравнительно немногих в нашей стране, кто пытается донести до всех заинтересованных информацию, способную радикально изменить в лучшую сторону жизнь людей даже с тяжёлыми формами аутизма:
Аутичные дети отличаются от здоровых ослабленным иммунитетом, болезнями ЖКТ, они страдают пищевыми непереносимостями, дисбактериозом, ферментативной недостаточностью, мальабсорбцией и дефектами митохондрий. Анализы показывают наличие в их организме тяжёлых металлов, нарушение метаболизма. В анализах мочи - опиатные остатки, как у наркоманов, и продукты жизнедеятельности бактерий, которых у людей вообще никогда не встречается. Из-за этих проблем разрываются нормальные химические процессы в организме и затормаживаются циклы, отвечающие за развитие речи и познавательных способностей, так как мозг людей с аутизмом недополучает питательных веществ и витаминов. И поэтому психиатры, в ведении которых традиционно находится аутизм, не могут помочь нашим детям – медикаменты, которые они предлагают, ничего, кроме побочного тормозящего эффекта, не приносят, то есть в короткий срок делают ребенка похожим на овощ. Как только действие психотропного препарата прекращается, деструктивное поведение, против которого он принимался, возвращается вновь. Значит, это не лечение болезни, а борьба с её проявлениями.
А вот на самом деле может помочь уже применяемая во всем мире эффективная система питания БГ/БК (безглютеновая / безказеиновая диета) и биомедицинское лечение, коротко - биомед. Это целая научно обоснованная концепция лечения ЖКТ, которая включает в себя борьбу с патогенной флорой, предусматривает прием биодобавок, основанный на необходимости восполнения питательных веществ, недополучаемых ребенком из-за исключающих диет, но, в основном, по причине неспособности ЖКТ выделить эти вещества в процессе пищеварения. Ну и, конечно, существуют АВА-терапия, альтернативные способы коммуникации и ещё много, много всего. Перед нами, а главное, перед нашим ребёнком, открылся целый мир, у нас появилась надежда. Мы видим явную пользу всего, что я перечислила. Поэтому мы готовы принять у себя ребят, родители которых подобным образом помогают своему ребёнку, а если они ещё не начали - вдохновим своим примером.
Поселение не мыслится, как некое замкнутое сообщество аутистов и их сопровождающих. Всё-таки его создатели не забывают, что самый нормальный вариант – интегрированность особых людей в общество. И потому они уже теперь думают о возможном трудоустройстве некоторых своих подопечных на соседних с их поселением фермах – это для начала. Опять-таки, кто знает, как может влиять биомед на аутистов, тот понимает, что это вовсе не утопия: по мере очищения организма аутиста от ненужных веществ его, аутиста, социализация возрастает.
«Счастливый дом» имеет много шансов стать уникальной учебно-интеграционной площадкой для молодых людей с РАС, восполняющей пробелы в государственной системе обучения и социализации этой категории молодёжи. Но будет гораздо лучше, если в итоге этот проект преодолеет и свою уникальность, то есть сможет передать свой опыт другим энтузиастам, и подобные «счастливые дома», где люди, страдающие аутизмом, смогут не только устраивать свой быт в соответствии с особенностями их развития, но и получать грамотные лечение и реабилитацию. Пока «Счастливый дом» существует на личные сбережения его основателей и частные пожертвования. Для его развития очень нужна также и финансовая помощь неравнодушных, понимающих суть проблемы людей.
Страница проекта на Facebook: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] .
Счастливый дом
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Ещё одна ссылка о "Счастливом доме"
"Счастливый дом"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Ещё одна статья о "Счастливом доме", есть видеосюжет.
Ещё одна статья о "Счастливом доме", есть видеосюжет.
Re: Социальные деревни
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Норвежский опыт. Социальная деревня.
Норвежский опыт. Социальная деревня.
Деревня «Заречная» в Иркутской области
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Социально-защищённая деревня «Заречная»
Несмотря на массу психологических, материальных и других различных проблем родители детей с интеллектуальными нарушениями считают, самая болезненная из них – это не детский сад и не школа, а перспектива в будущем. Дошкольные и школьные учреждения – вопросы решаемые, их можно выбрать по уму и по сердцу, по крайней мере, в крупных городах. А вот программ «18+» крайне мало. Программ пожизненного сопровождения людей с ограниченными возможностями после ухода родителей на государственном уровне не существует. Этим вопросом активно занимаются общественные организации. Один из вариантов такого сопровождения существует в Иркутске. С его опытом и знакомились гости Иркутской областной общественной организации инвалидов «Семейная усадьба» во второй день цикла семинаров в социально-защищенной деревне этой организации «Заречная». Аналогичные проекты запущены в Бурятии, Перми, Владимире, под Санкт-Петербургом и в Москве.
«Заречная» расположилась рядом с поселком Усть-Балей, который находится в 43 км от областного центра. Эта социальная деревня – уникальное место. Здесь под опекой педагогов живут люди с тяжелой умственной отсталостью. Социальная деревня была создана в 1999 году по инициативе родителей инвалидов. Сейчас постоянно здесь работают трое сотрудников, которые делают все, чтобы создать для девяти человек с отклонениями в интеллекте понятный и комфортный мир, в котором они могли бы жить, трудиться и заниматься творчеством. На территории поселения есть ткацкая и деревообрабатывающая мастерские, курятник с несушками и петухом, огород, спортивная площадка. Жилые комнаты на 2 человека находятся в доме, который носит название «Дом Марии». Девушка именно с этим именем была одной из первых жительниц деревни, а её мама Наталья Николаевна стояла у истоков создания «Заречной». Сейчас Маше 33 года, большую часть времени она находится в «Заречной», если не считать, так называемых, каникул, когда дочь ездит в гости к родителям в Иркутск.
Участников семинара с особенностями организации самостоятельной жизнедеятельности инвалидов и возможностями развития их профессиональных навыков знакомили сотрудники деревни Ольга Викторовна Засухина и Виктор Алексеевич Колесников. В основе жизни деревни лежит четкий устоявшийся ритм, который необходим для любого человека, не зависимо от его ограничений. Правда, люди с особенностями развития самостоятельно не могут организовать свой ритм. Поэтому жители Заречной живут по режиму дня, суток, недели, года, кропотливо разработанному на несколько месяцев вперёд педагогами общественной организации. Существует расписание общее и индивидуальное, для будничных дней и выходных.
Каждое утро зареченцев состоит из множества повторов. Они необходимы для того, чтобы инвалидам было проще воспринимать и запоминать происходящие события. После утреннего подъема под звуки флейты (раньше на ней играл педагог, теперь эту обязанность взял на себя один из воспитанников) ребята встают в круг. Они называют дату, день недели, число, год. Если это рабочий день, сообща решают, кто, чем будет заниматься, если выходной – подопечные узнают от руководителя, какие развлечения их ждут. Затем каждый по очереди проговаривает, что ему нужно сделать в течение дня. После, кто-то принимается за уборку, кто-то отправляется кормить кур, кто-то работает в столярной мастерской, за ткацким станком или возделывает огород. Для каждого воспитанника специалисты разрабатывают индивидуальный график, с учетом психологических и физических возможностей.
Татьяна одна из первых приехала в деревню. Она была замкнутая, слабо адаптированная к жизни в социуме. Сейчас девушка первая помощница в любых хозяйственных делах. Ей доступна даже не самая простая работа. Таня очень любит вышивать. Гости деревни даже засмотрелись, как ловко, быстро и с любовью она это делает. Необходимо отметить, что вышивают в деревне и молодые люди. Правда, тематика для картин уже несколько иная, вместо цветов и птиц на картинах появляются целые баталии, например, хоккейные. Также Татьяна ткет красивые половички. В мастерской стоит ткацкий станок, изготовленный мастером «Заречной» Виктором Алексеевичем Колесниковым, впрочем, как и многие приспособления для облегчения работы жителей деревни.
В обязанности Леши и Вити по графику входит покупка молока в деревне у бабушки. Витя, кстати, самый ярый спортивный болельщик. Хотя не умеет ни читать, ни писать, абсолютно все знает о спортивной жизни из телевизионных передач. Для всех воспитанников расписана каждая минута, строго определены обязательства. Все виды работ четко организованы. Для каждого существует индивидуально подготовленное, созданное рабочее место. Ребятам необходимо знать, что их труд важен и необходим. Они чувствуют себя нужными, и в этом, по мнению специалистов, главное отличие социального поселения от психоневрологических государственных интернатов.
«Заречная» – не только место жизни и работы ее обитателей, это микросоциум, основной задачей которого является создание и поддержка определенного микроклимата в коллективе.Определенные правила для зареченцев существуют даже во время трапез. У каждого существует свое место и задачи: кто-то зажигает свечу, кто-то передает хлеб или салфетки. Тарелки для супа подаются в определенном порядке, двумя руками, по кругу. Гости попробовали воспроизвести этот ритуал. Получилось не с первого раза.
В распорядке дня жителей «Заречной» существует и свободное время, когда ребята могут заняться и творчеством. Кстати, в у них существует собственная «Деревенская газета», где иллюстрации выполняют сами воспитанники. Они же описывают свои ощущения от прожитого дня, рассказывают о планах на будущее. Эти истории записывают сотрудники и потом они появляются на страницах газеты. Каждый день заканчивается ежевечерним кругом, где также и педагоги, и сами особые молодые люди делятся об успехах или неудачах.
Ярко проходят в «Заречной» праздники. Самый любимый из них – день рождения деревни, 10 октября. На него приезжает много гостей, среди которых и родители, и друзья, и представители администраций. Надо заметить, что народ в деревне доброжелательный. Ребята всегда с нетерпением ждут гостей, заранее готовятся и выглядывают на проселочной дороге яркий автобус. Все жители деревни готовят концертные номера, долго репетируют. Для этого в холле жилого дома даже делают импровизированную сцену. Постоянным ведущим этих концертов выступает Николай при помощи кого-то из педагогов, конечно. С этими концертными номерами они потом выезжают и на городские фестивали.
Деревня существует за счет пенсий инвалидов, выигранных грантов, а также за счет небольших доходов от продажи собственной продукции из мастерских и от реализации овощей с огорода. Кроме того, инвалидам помогают иностранные и местные благотворители. Опыт и практика многолетнего кропотливого труда энтузиастов в социально-защищенной деревне «Заречная» показывает, что такие поселения могут стать достойной альтернативой закрытым специализированным учреждениям, люди с тяжелыми психическими отклонениями в состоянии жить полноценной жизнью и приносить пользу обществу.
Социально-защищённая деревня «Заречная»
Несмотря на массу психологических, материальных и других различных проблем родители детей с интеллектуальными нарушениями считают, самая болезненная из них – это не детский сад и не школа, а перспектива в будущем. Дошкольные и школьные учреждения – вопросы решаемые, их можно выбрать по уму и по сердцу, по крайней мере, в крупных городах. А вот программ «18+» крайне мало. Программ пожизненного сопровождения людей с ограниченными возможностями после ухода родителей на государственном уровне не существует. Этим вопросом активно занимаются общественные организации. Один из вариантов такого сопровождения существует в Иркутске. С его опытом и знакомились гости Иркутской областной общественной организации инвалидов «Семейная усадьба» во второй день цикла семинаров в социально-защищенной деревне этой организации «Заречная». Аналогичные проекты запущены в Бурятии, Перми, Владимире, под Санкт-Петербургом и в Москве.
«Заречная» расположилась рядом с поселком Усть-Балей, который находится в 43 км от областного центра. Эта социальная деревня – уникальное место. Здесь под опекой педагогов живут люди с тяжелой умственной отсталостью. Социальная деревня была создана в 1999 году по инициативе родителей инвалидов. Сейчас постоянно здесь работают трое сотрудников, которые делают все, чтобы создать для девяти человек с отклонениями в интеллекте понятный и комфортный мир, в котором они могли бы жить, трудиться и заниматься творчеством. На территории поселения есть ткацкая и деревообрабатывающая мастерские, курятник с несушками и петухом, огород, спортивная площадка. Жилые комнаты на 2 человека находятся в доме, который носит название «Дом Марии». Девушка именно с этим именем была одной из первых жительниц деревни, а её мама Наталья Николаевна стояла у истоков создания «Заречной». Сейчас Маше 33 года, большую часть времени она находится в «Заречной», если не считать, так называемых, каникул, когда дочь ездит в гости к родителям в Иркутск.
Участников семинара с особенностями организации самостоятельной жизнедеятельности инвалидов и возможностями развития их профессиональных навыков знакомили сотрудники деревни Ольга Викторовна Засухина и Виктор Алексеевич Колесников. В основе жизни деревни лежит четкий устоявшийся ритм, который необходим для любого человека, не зависимо от его ограничений. Правда, люди с особенностями развития самостоятельно не могут организовать свой ритм. Поэтому жители Заречной живут по режиму дня, суток, недели, года, кропотливо разработанному на несколько месяцев вперёд педагогами общественной организации. Существует расписание общее и индивидуальное, для будничных дней и выходных.
Каждое утро зареченцев состоит из множества повторов. Они необходимы для того, чтобы инвалидам было проще воспринимать и запоминать происходящие события. После утреннего подъема под звуки флейты (раньше на ней играл педагог, теперь эту обязанность взял на себя один из воспитанников) ребята встают в круг. Они называют дату, день недели, число, год. Если это рабочий день, сообща решают, кто, чем будет заниматься, если выходной – подопечные узнают от руководителя, какие развлечения их ждут. Затем каждый по очереди проговаривает, что ему нужно сделать в течение дня. После, кто-то принимается за уборку, кто-то отправляется кормить кур, кто-то работает в столярной мастерской, за ткацким станком или возделывает огород. Для каждого воспитанника специалисты разрабатывают индивидуальный график, с учетом психологических и физических возможностей.
Татьяна одна из первых приехала в деревню. Она была замкнутая, слабо адаптированная к жизни в социуме. Сейчас девушка первая помощница в любых хозяйственных делах. Ей доступна даже не самая простая работа. Таня очень любит вышивать. Гости деревни даже засмотрелись, как ловко, быстро и с любовью она это делает. Необходимо отметить, что вышивают в деревне и молодые люди. Правда, тематика для картин уже несколько иная, вместо цветов и птиц на картинах появляются целые баталии, например, хоккейные. Также Татьяна ткет красивые половички. В мастерской стоит ткацкий станок, изготовленный мастером «Заречной» Виктором Алексеевичем Колесниковым, впрочем, как и многие приспособления для облегчения работы жителей деревни.
В обязанности Леши и Вити по графику входит покупка молока в деревне у бабушки. Витя, кстати, самый ярый спортивный болельщик. Хотя не умеет ни читать, ни писать, абсолютно все знает о спортивной жизни из телевизионных передач. Для всех воспитанников расписана каждая минута, строго определены обязательства. Все виды работ четко организованы. Для каждого существует индивидуально подготовленное, созданное рабочее место. Ребятам необходимо знать, что их труд важен и необходим. Они чувствуют себя нужными, и в этом, по мнению специалистов, главное отличие социального поселения от психоневрологических государственных интернатов.
«Заречная» – не только место жизни и работы ее обитателей, это микросоциум, основной задачей которого является создание и поддержка определенного микроклимата в коллективе.Определенные правила для зареченцев существуют даже во время трапез. У каждого существует свое место и задачи: кто-то зажигает свечу, кто-то передает хлеб или салфетки. Тарелки для супа подаются в определенном порядке, двумя руками, по кругу. Гости попробовали воспроизвести этот ритуал. Получилось не с первого раза.
В распорядке дня жителей «Заречной» существует и свободное время, когда ребята могут заняться и творчеством. Кстати, в у них существует собственная «Деревенская газета», где иллюстрации выполняют сами воспитанники. Они же описывают свои ощущения от прожитого дня, рассказывают о планах на будущее. Эти истории записывают сотрудники и потом они появляются на страницах газеты. Каждый день заканчивается ежевечерним кругом, где также и педагоги, и сами особые молодые люди делятся об успехах или неудачах.
Ярко проходят в «Заречной» праздники. Самый любимый из них – день рождения деревни, 10 октября. На него приезжает много гостей, среди которых и родители, и друзья, и представители администраций. Надо заметить, что народ в деревне доброжелательный. Ребята всегда с нетерпением ждут гостей, заранее готовятся и выглядывают на проселочной дороге яркий автобус. Все жители деревни готовят концертные номера, долго репетируют. Для этого в холле жилого дома даже делают импровизированную сцену. Постоянным ведущим этих концертов выступает Николай при помощи кого-то из педагогов, конечно. С этими концертными номерами они потом выезжают и на городские фестивали.
Деревня существует за счет пенсий инвалидов, выигранных грантов, а также за счет небольших доходов от продажи собственной продукции из мастерских и от реализации овощей с огорода. Кроме того, инвалидам помогают иностранные и местные благотворители. Опыт и практика многолетнего кропотливого труда энтузиастов в социально-защищенной деревне «Заречная» показывает, что такие поселения могут стать достойной альтернативой закрытым специализированным учреждениям, люди с тяжелыми психическими отклонениями в состоянии жить полноценной жизнью и приносить пользу обществу.
Re: Социальные деревни
Людмила, поздравляю! Очень мы за вас рады! Хорошая статья о "Благодатной"
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
А если кто-то из новеньких форумчан хочет узнать, как всё начиналось, смотрите начало этой темы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
А если кто-то из новеньких форумчан хочет узнать, как всё начиналось, смотрите начало этой темы.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Re: Социальные деревни
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Министерство строительства Израиля утвердило план создания в южной Галилее населенного пункта для интеграции людей с особыми потребностями.
Согласно плану строительства, в новой общине будет жить около 1400 человек, из них 20% – с аутизмом и психическими расстройствами.
«У нас есть возможность улучшить условия жизни людей, которые действительно в нас нуждаются. Я горжусь тем, что стану основателем общины, которая объединяет людей с особыми потребностями. Нам как государственным служащим необходимо позаботиться о том, чтобы они вели достойную жизнь и имели все необходимые условия для этого», – подчеркнул министр внутренних дел Израиля Сильван Шалом.
Уникальный для страны населенный пункт получит название Шиболет и будет занимать площадь около 607 тысяч квадратных метров. На его территории построят больницу, санаторий, контактный зоопарк и бассейн для гидротерапии.
Министерство строительства Израиля утвердило план создания в южной Галилее населенного пункта для интеграции людей с особыми потребностями.
Согласно плану строительства, в новой общине будет жить около 1400 человек, из них 20% – с аутизмом и психическими расстройствами.
«У нас есть возможность улучшить условия жизни людей, которые действительно в нас нуждаются. Я горжусь тем, что стану основателем общины, которая объединяет людей с особыми потребностями. Нам как государственным служащим необходимо позаботиться о том, чтобы они вели достойную жизнь и имели все необходимые условия для этого», – подчеркнул министр внутренних дел Израиля Сильван Шалом.
Уникальный для страны населенный пункт получит название Шиболет и будет занимать площадь около 607 тысяч квадратных метров. На его территории построят больницу, санаторий, контактный зоопарк и бассейн для гидротерапии.
И всё-таки прошу помощи
Здравствуйте всем! С печалью сообщаю, что ничего у нас не получилось с социальной деревней "Благодатная". Сначала мы заморозили строительство, а в прошлом году на базе своего коттеджа я организовала дом поддерживаемого проживания, вместе с моим Никитой было 3 человека, из них 1 девушка, её мама забрала из ПНИ, 12 лет там прожила. 10 месяцев отработали, дорого получалось, т.к. сотрудников было много, работа же посменная, и ночные няни ещё.
Для себя на этой же улице мы с мужем построили деревянный дом.
Написала проект на президентский грант "Научите меня жить", выиграла. Но сотрудники - сельские женщины, некоторые с высшим пед. образованием, отказались ехать на стажировку, сославшись кто на детей, кто на мужа, кто на хозяйство. Здесь и Наталья (вторая мама) попросила продать дом в связи с тяжелым положением в бизнесе. И у проекта уже не было дальнейшего развития. Пришлось отказаться от гранта.
Вот так...
Сейчас я семьёй уехала жить в Севастополь, т.к. здесь есть трудовые мастерские для таких ребят, как мой Никита. Девушка, которая работала с нашими ребятами, у неё неплохо получалось, приехала с нами, она помогает нам с Никитой. Наталья Калиман из Оренбурга нас консультирует по скайпу как ещё заниматься с Никитой.
Здесь у нас хороший психиатр, в Новокузнецке мне сына постоянно предлагали сдать в ПНИ, а в Севастополе она с Никитой разговаривает даже, обращается к нему, по-человечески относится. Говорит: "Не переживайте, если это лекарство не подойдёт, другое подберём".
Здесь я присоединилась к родительской организации "Особые дети".
В Севастополе все по-другому, здесь прислушиваются к мнению общественности. Председатель нашей организации ходит почти каждый день с утра (как на работу) ))) на Координационный совет по делам инвалидов, в законодательное собрание, в общественную палату и т.д., и т.п. Иногда я заменяю её, т.к. уже хорошо разбираюсь в социальном законодательстве. Сейчас собираются строить ПНИ (псих.интернат), но т.к. недавно было принято решение о реформировании ПНИ в России, с нас попросили техническое задание, благо, что я в этой теме как рыба в воде. Это даже невозможно представить у нас в Кемеровской обл., чтобы с НКО техзадание на ПНИ поручили сделать!
Севастопольские мамы пришли к губернатору попросить землю под соц. поселение, он им ответил: "Инвестора приведёте, 2 га подпишу". Два гектара! Да там земля какая дорогая, нарезка дач по 4 сотки идёт. А мы инвестировали, и за землю боролись.
Организации "Особые дети" помещение выделили в центре города (152 м2) в безвозмездную бессрочную аренду. И чиновники здесь доступнее как-то, все вопросы проще решаются. Может, это пока, я не знаю, но хочется надеяться, что так и будет.
Есть организация "Доброволец", хотят на своей территории интеграционный лагерь построить для нашей категории детей.
В общем, мне здесь нравится. Хотя город, конечно, загажен (кроме центра), и нет таких торговых комплексов, как у нас, словом, здесь 90-е годы ещё, всё на рынках. Но народ как-то добрее, свободы в них больше, что ли.
Я не жалею, что переехали. Устала я там бороться.
Мы ещё не обустроились пока, достраиваем терассу, расставляем мебель, раскладываем вещи.
Вот такая моя история. Не знаю, что будет дальше, но Никите здесь лучше.
Дом попечения не можем продать, кому он нужен? Практически гостиница в деревне, 56 км от Новокузнецка и в 100 км от Шерегеша. Поэтому написала петицию, и прошу вас её поддержать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Для себя на этой же улице мы с мужем построили деревянный дом.
Написала проект на президентский грант "Научите меня жить", выиграла. Но сотрудники - сельские женщины, некоторые с высшим пед. образованием, отказались ехать на стажировку, сославшись кто на детей, кто на мужа, кто на хозяйство. Здесь и Наталья (вторая мама) попросила продать дом в связи с тяжелым положением в бизнесе. И у проекта уже не было дальнейшего развития. Пришлось отказаться от гранта.
Вот так...
Сейчас я семьёй уехала жить в Севастополь, т.к. здесь есть трудовые мастерские для таких ребят, как мой Никита. Девушка, которая работала с нашими ребятами, у неё неплохо получалось, приехала с нами, она помогает нам с Никитой. Наталья Калиман из Оренбурга нас консультирует по скайпу как ещё заниматься с Никитой.
Здесь у нас хороший психиатр, в Новокузнецке мне сына постоянно предлагали сдать в ПНИ, а в Севастополе она с Никитой разговаривает даже, обращается к нему, по-человечески относится. Говорит: "Не переживайте, если это лекарство не подойдёт, другое подберём".
Здесь я присоединилась к родительской организации "Особые дети".
В Севастополе все по-другому, здесь прислушиваются к мнению общественности. Председатель нашей организации ходит почти каждый день с утра (как на работу) ))) на Координационный совет по делам инвалидов, в законодательное собрание, в общественную палату и т.д., и т.п. Иногда я заменяю её, т.к. уже хорошо разбираюсь в социальном законодательстве. Сейчас собираются строить ПНИ (псих.интернат), но т.к. недавно было принято решение о реформировании ПНИ в России, с нас попросили техническое задание, благо, что я в этой теме как рыба в воде. Это даже невозможно представить у нас в Кемеровской обл., чтобы с НКО техзадание на ПНИ поручили сделать!
Севастопольские мамы пришли к губернатору попросить землю под соц. поселение, он им ответил: "Инвестора приведёте, 2 га подпишу". Два гектара! Да там земля какая дорогая, нарезка дач по 4 сотки идёт. А мы инвестировали, и за землю боролись.
Организации "Особые дети" помещение выделили в центре города (152 м2) в безвозмездную бессрочную аренду. И чиновники здесь доступнее как-то, все вопросы проще решаются. Может, это пока, я не знаю, но хочется надеяться, что так и будет.
Есть организация "Доброволец", хотят на своей территории интеграционный лагерь построить для нашей категории детей.
В общем, мне здесь нравится. Хотя город, конечно, загажен (кроме центра), и нет таких торговых комплексов, как у нас, словом, здесь 90-е годы ещё, всё на рынках. Но народ как-то добрее, свободы в них больше, что ли.
Я не жалею, что переехали. Устала я там бороться.
Мы ещё не обустроились пока, достраиваем терассу, расставляем мебель, раскладываем вещи.
Вот такая моя история. Не знаю, что будет дальше, но Никите здесь лучше.
Дом попечения не можем продать, кому он нужен? Практически гостиница в деревне, 56 км от Новокузнецка и в 100 км от Шерегеша. Поэтому написала петицию, и прошу вас её поддержать:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Страница 3 из 3 • 1, 2, 3
Страница 3 из 3
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения