Форум об аутизме
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Тьютор

Участников: 4

Перейти вниз

Тьютор Empty Тьютор

Сообщение  rozab Пт 1 Июн - 17:37


Оказывается, должность тьютора уже закреплена законом. Как же добиться её введения в инклюзивных школах?

Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 26 августа 2010 г. № 761н

Тьютор

Должностные обязанности. Организует процесс индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; организует их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения; координирует поиск информации обучающимися для самообразования; сопровождает процесс формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее). Совместно с обучающимся распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленных целей; координирует взаимосвязь познавательных интересов обучающихся и направлений предпрофильной подготовки и профильного обучения: определяет перечень и методику преподаваемых предметных и ориентационных курсов, информационной и консультативной работы, системы профориентации, выбирает оптимальную организационную структуру для этой взаимосвязи. Оказывает помощь обучающемуся в осознанном выборе стратегии образования, преодолении проблем и трудностей процесса самообразования; создает условия для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно–профессиональных траекторий); обеспечивает уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта, проводит совместный с обучающимся рефлексивный анализ его деятельности и результатов, направленных на анализ выбора его стратегии в обучении, корректировку индивидуальных учебных планов. Организует взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов. Организует взаимодействие с родителями, лицами, их заменяющими, по выявлению, формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, в том числе младшего и среднего школьного возрастов, составлению, корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов. Осуществляет мониторинг динамики процесса становления выбора обучающимся пути своего образования. Организует индивидуальные и групповые консультации для обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам устранения учебных трудностей, коррекции индивидуальных потребностей, развития и реализации способностей и возможностей, используя различные технологии и способы коммуникации с обучающимся (группой обучающихся), включая электронные формы (интернет-технологии) для качественной реализации совместной с обучающимся деятельности. Поддерживает познавательный интерес обучающегося, анализируя перспективы развития и возможности расширения его диапазона. Синтезирует познавательный интерес с другими интересами, предметами обучения. Способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой образовательного учреждения, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям обучающихся (лицам, их заменяющим). Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов). Контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения), учитывая успешность самоопределения обучающихся, овладение умениями, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, детской, возрастной и социальной психологии; психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей и подростков, возрастную физиологию, школьную гигиену; методы и формы мониторинга деятельности обучающихся; педагогическую этику; теорию и методику воспитательной работы, организации свободного времени обучающихся; технологии открытого образования и тьюторские технологии; методы управления образовательными системами; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода; методы установления контактов с обучающимися разного возраста и их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, убеждения, аргументации своей позиции; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии; организацию финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения; административное, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2 лет.

rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Re: Тьютор

Сообщение  rozab Пн 18 Мар - 5:43

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Соня и тьютор.
rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Re: Тьютор

Сообщение  rozab Сб 25 Май - 6:48

Марина Слепян живёт в Израиле, её сын учится в инклюзивной школе с сопровождением тьютора. О системе образования в Израиле я уже писала [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] . Марина периодически рассказывает в Фейсбуке (группа "Центр проблем аутизма" [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] ) различные истории из жизни школы. С её согласия я их скопировала на наш форум. Тьютор не только помогает ребёнку учиться. но и выступает в качестве психолога.

Marina Slepian
Мне нередко задают вопрос - почему я считаю, что инклюзия тебует неординарного мышления и фантазии.
Пример: одному нашему мальчику (11 лет, индивидуальная инклюзия с сопровождением) было нелегко в классе.
Дело в том, что класс попался супер спортивный, а наш Даник спортом
увлекается на уровне зрителя, но никак не участника.
Он больше интересуется математикой, компьютерами и т.д. Поначалу пытались "приставить" его к девочкам, но безрезультатно.
В этом возрасте мальчишки и девчонки - это два воинствующих лагеря. Ломали-ломали голову и наконец придумали.
Поговорили с тренером, заручились его поддержкой (!) и вуаля:
Назначили Дани ответственным за статистику бросков мяча в корзину.
Он ведёт подробные записи о том кто сколько мячей забросил, сколько двушек и сколько трёшек (извините, но терминов не знаю на русском, да и на иврите пришлось специально выучить, чтобы правильно использовать) сколько у кого нарушений.
Он теперь самый главный персонаж во всех тренировках. Без него не начинают.
Он теперь "свой" человек. Ну и работу выполняет на "ура". Анализирует, таблицы сортирует, графические иллюстрации.
Ребёнок расцвёл.
Вот оно мастерство - подобрать определённому ребёнку тропинку в социум, которая бы и ему подошла и окружению.
А всего то: идея и её реализация с помощью понимающего тренера. Мелочь, правда?


Marina Slepian
Вчера сопровождающая одного из наших ребят (13 лет, ВФА) в инклюзии удивила своей неординарной идеей:
Мальчик с гуманитарными способностями (довольно редкое явление среди "наших") очень трепетно относится именно к оценкам по математике. Наверное потому, что все остальные члены семьи математически-ориентированы. На ребёнка в семье абсолютно не давят в этом плане, а наоборот всячески поддерживают его истории, рассказы и рассуждения . Не помогает. Любой провал на математике - истерика. Пытались с помощью прайминга решить заранее контрольные работы - не помогает, уж очень он плох в этой области.
Вчера тьютор принесла контрольную своей дочки по математике, с оценкой 55(!). Это провал (у нас 100 бальная система) у показала ему. Потом начала задавать ему вопросы типа: как ты думаешь, что девочка чувствовала, когда увидела оценку? Как ты советуешь её утешить? Постепенно, под её чутким руководством, наш мальчик вывел целую теорию о том, что люди имеют разные склонности и способности. О том, что никто не может быть звездой во всём и т.д. Объяснил маме как девочку успокоить, поддержать, помочь. То есть всё то, над чем целый год работаем вспомнил и сам озвучил. Когда это не касалось его лично, cмог подойти к этому логично и нейтрально. В конце беседы (долгой, больше часа!) сам перенёс теорию на себя и сказал, что РАНЬШЕ он тоже считал математику самой важной для всех, но ТЕПЕРЬ понимает, что у всех всё по разному... Иными словами - наконец согласился с тем, что не всех людей ценят исключительно по оценкам по математике, как он РАНЬШЕ думал.
Такое ощущение, что это прорыв, так как раньше он не готов был математику снять с пьедестала. На следующей неделе контрольная. Будем надеяться, что на этот раз реакция на оценку будет более адекватная
rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty тьютор

Сообщение  виталина Сб 25 Май - 20:46

Наконец то мы закончили первый касс! С тьютером!
перешли во второй!
И тьютор сыграл важную роль
во втором будем самостоятельно учится

виталина

Сообщения : 240
Дата регистрации : 2011-09-15
Возраст : 55
Откуда : Кемерово

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Re: Тьютор

Сообщение  rozab Сб 25 Май - 20:54

kuyd dkuy
Молодцы!
rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty тьютор

Сообщение  виталина Вс 26 Май - 8:45

Спасибо! flower

виталина

Сообщения : 240
Дата регистрации : 2011-09-15
Возраст : 55
Откуда : Кемерово

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Re: Тьютор

Сообщение  rozab Вт 18 Июн - 13:21

Классных руководителей в школах заменят тьюторы

Министерство образования и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новые штатные единицы — тьюторов. Эти преподаватели-наставники, помогающие ученикам в школе и вне ее, заменят действующий сегодня институт классного руководства. В пилотных регионах уже идет апробация возможных моделей тьюторства.

Изначально тьюторы появились в Великобритании — в Оксфорде и Кембридже они существуют с XIV века. В Англии тьютор прикрепляется к ученику в средней школе и ведет его до поступления в высшее учебное заведение, где передает в руки своего институтского коллеги. Сегодня в Оксфорде на 10 тыс. поступивших студентов приходится такое же количество тьюторов, пояснила президент российской тьюторской ассоциации Татьяна Ковалева.

В Британии тьютор является учителем, психологом, помощником и наставником ученика. Дети, обучающиеся по «пансионной программе», уезжают домой только на выходные. В стенах учебного заведения они обсуждают с наставником не только учебные, но и личные проблемы.

Планируется, что в российских школах тьютор возьмет на себя функции классного руководителя, оставив учителю его основную задачу — преподавать профильный предмет. Преподаватель-наставник будет курировать несколько классов одного возраста или создавать собственные группы.

— В новом законе «Об образовании» и новых федеральных государственных образовательных стандартах идет речь об индивидуальном развития личностного и образовательного пути каждого ученика. Поэтому в образовательных учреждениях должны быть те, кто координирует самостоятельную учебу и выбор учебного профиля, — рассказал «Известиям» источник в Минобрнауки. 

Тьюторы будут работать с учениками индивидуально, они будут координировать самостоятельные занятия школьника, помогать выбирать специализацию, налаживать взаимоотношения с одноклассниками и учителями. Они также должны подтягивать отстающих учеников.

Как отмечают специалисты министерства, школа является мини-социумом и от того, как дети научатся взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений в школе, зависит, как они смогут это делать во взрослой жизни.

Введение в школах новой административной единицы связано с вступлением в силу нового закона об образовании, подтвердила «Известиям» Татьяна Ковалева. В законе, вступающем в силу 1 сентября, вводится понятие индивидуальных образовательных подходов и программ. По словам Ковалевой, сейчас идет обсуждение и апробация в пилотных регионах нескольких возможных моделей тьюторства.

— В официальном реестре профессий уже есть тьютор, — отмечает эксперт. — Но его наличие в школе пока не является обязательным.

Президент профильной ассоциации добавила, что сейчас несколько рабочих групп заняты разработкой профессиональных стандартов деятельности тьютора.

— Сейчас на всех уровнях образования предписана индивидуализация, а где профессиональная группа, которая будет работать по данному направлению? Сразу вспомнили про тьюторов, — поясняет Ковалева. — Возможных схем очень много. В том числе апробируется модель, когда классные руководители через повышение квалификации получают компетенции тьюторов. Получается, что они совмещают две должности.

Также изучается модель, в которой в школах отменяют должность классного руководителя. Учителя будут занимаются преподаванием, а тьюторы — курировать классы.

Директор лицея № 1535 Михаил Мокринский считает возможное появление тьюторов на образовательном рынке положительным шагом. Но, по мнению специалиста, осуществить задумку в полной мере пока невозможно.

— Тьютор должен стать интегратором всех участников образовательного процесса. Но на сегодня нет людей, готовых исполнять эту функцию, их нужно готовить, — считает Мокринский.

— Тьютор появился в квалификационных справочниках достаточно давно, но его обязанности четко не прописаны, — отмечает глава Всероссийского профсоюза преподавателей Андрей Демидов. — В пилотных проектах тьюторы занимаются диагностикой учеников для выстраивания индивидуального пути развития в старших классах. Пока неясно, какими полномочиями будет наделен тьютор в итоге.


Читайте далее: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Служба личных помощников для детей-инвалидов в Петербурге

Сообщение  Надежда Вс 30 Июн - 6:56

В Петербурге появится служба личных помощников для детей-инвалидов
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Надежда
Надежда

Катюшка, 06.04.2001 Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-12-29
Возраст : 49
Откуда : Кемерово

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Re: Тьютор

Сообщение  rozab Сб 7 Сен - 6:01

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Здесь можно скачать брошюру о тьюторах. Кликнуть на Издание целиком...
rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Мастерство инклюзии

Сообщение  rozab Ср 16 Окт - 5:03

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Мастерство инклюзии
В статье идёт речь о роли тьютора в рамках индивидуальной инклюзии в школе. Это Израиль, а не Россия.

"...Инклюзия заключается не в том, что ребенок посещает массовую общеобразовательную школу. Инклюзивное образование означает сложную и тонко подобранную систему, обеспечивающую соответствующее внимание и подход к способностям и проблемам инклюзируемого ребенка, к пониманию его характера, личности и изменяющихся потребностей, к пониманию сути расстройств аутистического спектра и к планированию правильной инклюзии, которая позволит ребенку развиваться и откроет перед ним новые возможности.

“Мастерство инклюзии” состоит из взаимодействия целого ряда участников: самого ребенка, его семьи, инклюзивной образовательной среды, директора и педсоставa школы, руководителя инклюзии и тьютора. Все они являются партнёрами работающими вместе, поскольку для создания общей мозаики - успешной инклюзии – важна каждая деталь..."

rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Прошу помощи!

Сообщение  JulliaLi Пт 10 Окт - 9:08

Как правильно работать с системой жетонов? Чтобы не сделать ребенка зависимым от них.Как объяснить аутисту понятие слова боль. Если изначально на слово больно билась головой об стол. Сейчас мы это убрали. Но понимания нет. Иногда специально падает со стола говоря будет больно.

JulliaLi

психолог Сообщения : 3
Дата регистрации : 2014-10-10
Возраст : 34
Откуда : Одесса

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Re: Тьютор

Сообщение  Надежда Пт 10 Окт - 10:08

Жетонная система поощрения - это поведенческая стратегия, при которой желательное поведение усиливается или вознаграждается с помощью выдачи жетонов. Основы, приемы введения жетонов, применение и тд -это все нужно искать в книгах или интернет ресурсах по АВА.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Блог Юлии Эрц MA BCBA. Много практических переводных статей об
обучении детей, работе с PECS, визуальном расписании. Поиск по статьям в блоге в
левом верхнем углу.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Блог Ольги Доленко. Психиатр высшей категории Украина. Видео материалы
обучения детей с применением поведенческих подходов. (визуальные подсказки,
жетоны, расписание, поощрения). Статьи по проблемам особых детей.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Группа в facebook.com Аутизм и АВА терапия. Много советов специалистов, много
материалов для скачивания.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Группа в facebook.com ABA professional. Много советов специалистов, много
материалов для скачивания.

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Группа в facebook.com ABA класс: Аутизм и инклюзия. Экспериментальный проект
Центра проблем аутизма на базе ГБОУ ЦО № 1465 имени адмирала Н.Г. Кузнецова

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Группа в facebook.com ABA класс Кашенкин Луг. Ежедневные посты о работе АВА учебного класса в Москве на базе МГППУ

Регулярные вебинары (онлайн лекции), проходят в 22:00 по Москве по средам.
Организаторы вебинаров Мария Сударикова и Светлана Анисимова должны
включить вас в свой список рассылки. Запрос можно написать через группу в
facebook.com Аутизм и АВА терапия. Темы инклюзия, обучение визуальным
расписаниям, содержание учебных программ и другие

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Образовательная программа для родителей, (родительские группы). Ведут
выпускники курса Ольги Шаповаловой

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Вебинары. Прикладной анализ поведения. Группа выпускников Ольги Шаповаловой

Ознакомительные книги для родителей.
Роберт Шрамм: Детский аутизм и АВА. ABA: терапия, основанная на методах
прикладного анализа поведения 2013, 208 с.
Автор, немецкий специалист, работал в США, имеет ABA-агенство в Германии
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Коротко, по делу, самые первоначальные знания по работе с
поведением для родителей. Без протоколов обучения, без деталей. В конце много
ссылок на книги и ресурсы в интернете.

И тд и тп!!!!!

Что касается объяснения ребенку понятия боль, то здесь не совсем понятно, что Вы имеете ввиду. Ребенок говорящий? Объяснить просто понятие боль или , что чаще всего волнует родителей - показать где болит? Вообщем, и в том и в другом случае успешно применяются поведенческие методы АВА, а если ребенок не говорящий , то необходимо подумать о введении PECS. В любом случае, Вам нужна консультация поведенческого специалиста и помощь знатоков-родителей, кто успешно уже с этим справился. Изучите группы в ФБ!
Надежда
Надежда

Катюшка, 06.04.2001 Сообщения : 690
Дата регистрации : 2010-12-29
Возраст : 49
Откуда : Кемерово

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Спасибо за ответ!

Сообщение  JulliaLi Пт 10 Окт - 14:52

Ребенок говорящий, 7 лет. Она смотрит на планшете мультик где яйцо разбивается и падает, потом его склеивают. Все под веселую песню (такие мультики находит сама). Был случай упала со стула говорит: ударилась больно. Эх, я по моему поняла, ей понравилось состояние того что ее жалеют после падения.... scratch

JulliaLi

психолог Сообщения : 3
Дата регистрации : 2014-10-10
Возраст : 34
Откуда : Одесса

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Re: Тьютор

Сообщение  rozab Вс 7 Дек - 18:43

Предоставление ассистента в системе общего образования [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
21 ноября 2014
Реализация права на образование детей с инвалидностью в системе общего образования напрямую зависит от адаптивности системы к особым потребностям, которые имеются у конкретного ребенка.
В первую очередь это касается возможностей самих школ стать физически доступными для таких детей. Ведь без создания доступной образовательной среды в узком смысле об адаптивности системы общего образования и об инклюзивном образовании не имеет смысла говорить вообще.
Но, помимо проблемы доступности, которая в России начала хоть как-то решаться в ходе реализации государственной программы «Доступная среда», для достижения полноценной инклюзии необходимо решать и другие проблемы. Одну из таких проблем хотелось бы затронуть сегодня. Это проблема предоставления ассистентов/помощников для учащихся с инвалидностью, которые нуждаются в дополнительном сопровождении при получении образования. Во-первых, это дети, нуждающиеся в постоянном уходе или эпизодической помощи, т. е. нуждающиеся в физической посторонней помощи. Во-вторых, это дети, нуждающиеся в дополнительной помощи при освоении образовательных программ.
В соответствии с законом об образовании в РФ
Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Кроме того, в каждом регионе действует свой региональный закон, регулирующий правоотношения в сфере образования. В частности, в Москве в 2013 году был принят Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве"
Таким образом, на законодательном уровне впервые в России было введен институт помощников (ассистентов), которые призваны содействовать учащимся с инвалидностью в получении образования. Понятие «помощник» законом понимается как один из компонентов «специальных условий», которые при необходимости должны быть созданы для учащегося с инвалидностью. Такая необходимость должна быть прописана в его ИПР. Только после этого она становится обязательна для исполнения системой образования и конкретной школы, где обучается этот учащийся.
Итак, законами предоставлено право. Система образования должна следовать закону и создать условия для реализации этого права. Что же на самом деле происходит и как могут реализовать это право дети с инвалидностью?
На практике даже в Москве – самом благополучном в финансовом отношении регионе, ситуация не сильно сдвинулась с мертвой точки. В большинстве случаев детей, нуждающихся в помощниках, направляют на надомное/ дистанционное обучение. Ну и, конечно, в коррекционные образовательные организации интернатного типа. В случае несогласия родителей этих детей на такой подход к решению проблемы им предлагается самостоятельно решать проблему сопровождения своих детей в процессе обучения. Т. е., как и раньше, самим сопровождать своего ребенка в школе. Единственное, что действительно изменилось, - перестали запрещать и ставить препоны родителям при сопровождении ими своих детей. Раньше и с этим была проблема, РООИ «Перспектива» неоднократно помогала родителям решать такую проблему со школами, поскольку родителям часто запрещали организовывать сопровождение своих детей даже за собственный счет. По сути, система образования милостиво разрешила родителям делать то, на что они и раньше имели право, и теперь, в соответствии с новым законодательством, должны делать сами за счет бюджета.
Конечно, бывают и другие случаи. Так, например, Валентине ДРОЗДКОВОЙ, удалось добиться оплаты школой ее сопровождения своего ребенка с инвалидностью. Валентина также сопровождает еще двух девочек в этой е школе. В данном вопросе Валентина занимает четкую позицию: есть закон, и его нужно исполнять. Записано в ИПР, что ребенок нуждается в помощнике, значит, школа должна его предоставить. Нужно добиваться, чтобы закон исполнялся, и основное бремя этой борьбы лежит, прежде всего, на родителях детей с инвалидностью. Им не стоит думать, что все само урегулируется одним лишь фактом принятия закона.
Нужно отметить, что школа, где обучается сын Валентины Кирилл, достаточно давно позиционирует себя как инклюзивная, задолго до принятия закона об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из данного факта, становится понятно, что Валентине в такой ситуации значительно легче добиться исполнения закона.
В другом случае в другой московской школе мама детей с инвалидностью Юлия САЯПИНА вынуждена сопровождать своего ребенка в школе «Ковчег» самостоятельно и за свой счет в школе. Как заявила Юлия на вебинаре, прошедшем 22 мая и организованном в ресурсном центре РООИ «Перспектива»: У школ нет на это денег, несмотря на то, что Департамент образования говорит обратное, и школы должны обеспечить предоставление помощников детям с инвалидностью.
Как правило, отказы в реализации права на специальные условия, в данном случае услуги помощника, обосновывают отсутствием средств. Сложно назвать такую мотивировку обоснованной в правовом понимании. Тем не менее, на практике оказывается, что школа, чиновники образования не врут. Действительно, деньги по данной статье не выделяются. С момента вступления в действие закона «Об образовании лиц ограниченными возможностями здоровья» не было издано ни одного подзаконного акта, который бы определял порядок, размер и источники финансирования данной услуги. Между тем, она достаточно затратна, и в организационном отношении нуждается в определенном правовом оформлении. То есть нужно изменить штатное расписание школ, под которое, соответственно, можно будет выделять финансирование. Кроме того, необходимо определить требования, предъявляемые к помощникам/ассистентам системой образования, его должностные обязанности и т. п. Без урегулирования вышеперечисленных вопросов данная проблема вряд ли сдвинется с мертвой точки.
В соответствии с Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
23. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, создаются специальные условия для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
обеспечение доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
29. Для успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях, кроме учителя, присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
32. При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога (сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
учителя-логопеда на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, приказ Минобрнауки предусматривает наличие помощников/ассистентов только для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, а также для учащихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях. Между тем, в ассистентах очень часто нуждаются учащиеся с нарушениями опорно-двигательных функций. Важно отметить, что в настоящем документе введено понятие тьютор. Это с одной стороны как бы ассистент тот же, но имеет немного другие функции. Тьютор – это, как определено в приказе, воспитатель. Его конкретные функции и квалификационные требования также не определены. Подразумевается, что в его функции входит, прежде всего, налаживании коммуникации между учителем и учащимся и вовлечение непосредственно в учебный процесс. Также остается непонятным, должен ли тьютор сопровождать учащегося во внеклассных занятиях и внеучебных мероприятиях, организованных школой.
Из вышеизложенного мы можем видеть, насколько остро стоит проблема реализация права на специальные условия для получения образования детьми с инвалидностью. Это и проблемы финансового обеспечения, и проблемы организационного и правового характера.
rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Юристы "Особого детства" о тьюторском сопровождении

Сообщение  rozab Пт 30 Янв - 12:54

[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Во-первых, следует сказать о том, что вопрос о сопровождающем для детей с особенностями развития в процессе получения ими образования на практике только поднимается, в связи с чем в настоящее время достаточно трудно практически добиться такой услуги. Однако, наша позиция неизменна: чиновники думают, что если не просят – значит и не надо, следовательно, надо заявлять о своих потребностях и отстаивать свои права.

Конечно, в первую очередь потребность в сопровождении в процессе обучения в школе (или только на период адаптации) должна быть включена в ИПР ребенка. Думаю, что данное условие получения образования должно быть предусмотрено и в заключении ПМПК, поскольку бюро МСЭ в этом вопросе, прежде всего, будет полагаться на мнение ПМПК. В настоящее время трудно представить, что ПМПК или бюро МСЭ спокойно вписывает в свои заключения услуги по сопровождению, но бороться за это необходимо. Требовать услуги сопровождающего по своей собственной инициативе достаточно сложно, т.к. велика доля субъективизма. Как и в других случаях желательно иметь рекомендации от специальных педагогов, психологов, иных специалистов, наблюдающих ребенка, о том, что в процессе обучения (или на период адаптации) ребенок нуждается в помощнике. При этом хорошо бы, чтобы было описано, в чем необходима помощь ребенку в процессе сопровождения.

Образовательное учреждение может и самостоятельно определить потребность ребенка в таких услугах. В идеале, конечно, в этом случае образовательное учреждение должно дать рекомендацию для дополнения ИПР или для соответствующего заключения ПМПК (включение услуг в указанные документы необходимо для определения порядка финансирования услуг).

Надо пробовать разговаривать с администрацией образовательного учреждения о такой рекомендации. Причем разговор должен основываться на следующих мотивах: школа по каким-то причинам считает, что в классе ребенку тяжело в плане поведения, что учитель не может отвлекаться на ребенка постоянно, т.е. учитель не может в одиночку помогать ребенку в классе, т.е. ребенку требуется помощь персонального сопровождающего (это мотивы для разговора, если у ребенка эмоционально-волевые проблемы). Совершенно иные мотивы, если у ребенка проблемы иного характера. Законодательство предоставляет возможность создания специальных условий при получении образования, значит надо ее использовать. Для этого необходима рекомендация образовательного учреждения для внесения такой услуги в ИПР.

Далее говорим о том, каким образом государство может обеспечить ребенку сопровождение в процессе обучения. В настоящее время мы можем требовать услуги по сопровождению либо у образовательного учреждения или в соответствии с законодательством в сфере социального обслуживания населения. Конечно, разговор, и прежде всего, результативный разговор может получиться, если директор школы поймет, что он в решении этого вопроса может оказать содействие ребенку, родителям (и поймет каким путем), а не получит кучу проблем.

Если мы просим помощника у образовательного учреждения, то в этом случае образовательное учреждение самостоятельно решает проблему, исходя из своих возможностей, или обращается к учредителю за решением вопроса. Ведь помощник не обязательно должен быть персональным, это может быть помощник (например, социальный педагог) на всю группу класса. Надо иметь в виду, что в настоящее время в Мосгордуме находится проект Закона г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве», который прямо предусматривает право лица с ограниченными возможностями здоровья пользоваться услугами помощника во время проведения образовательного процесса.

При решении рассматриваемого вопроса опираться необходимо на следующие нормативные акты:
в соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании» государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов;
в соответствии со ст. 19 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Одним из принципов политики города Москвы в области образования в соответствии со ст. 3 Закона г. Москвы «О развитии образования в г. Москве» является признание права на специальные условия проведения образовательного процесса для детей и подростков, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, связанные с наследственными и иными причинами. В соответствии со ст. 9 указанного Закона несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья (имеющие отклонения в физическом и психическом развитии) имеют право на получение образовательных услуг, содержание и условия предоставления которых соответствуют состоянию их здоровья и обеспечивают социальную адаптацию этих лиц. Согласно пункту 3 ст. 9 Закона несовершеннолетние граждане с ограниченными возможностями здоровья имеют право на получение бесплатной психологической, медицинской и социальной помощи в государственных образовательных учреждениях.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы «Об общем образовании в г. Москве» органы государственной власти города Москвы обеспечивают равные возможности получения общего образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); безнадзорных детей; детей с девиантным поведением; одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуется создание особых условий реализации ими права на образование.

При применении законодательства о социальном обслуживании населения обращаемся в управление социальной защиты населения с заявлением о содействии в получении услуг по сопровождению: в какое учреждение социального обслуживания необходимо обращаться за реализацией указанного ниже права.

Государство гарантирует гражданам право на социально обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ», в порядке и на условиях, которые устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
ГОСТ Р 52885-2007 «Социальные услуги семье», утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 563-ст, устанавливает состав, объемы и формы предоставления всего комплекса социальных услуг семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе, семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными умственными и физическими возможностями.
Учреждения социального обслуживания семьи в соответствии с Федеральным законом «Об основах социального обслуживания населения в РФ» независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности при определении в своих Положениях и в других документах, в соответствии с которыми функционируют учреждения, объемов и форм предоставляемых ими социальных услуг семье должны выполнять требования указанного стандарта.
Пункт 4.1.2.3. указанного стандарта предусматривает, что семьям, имеющим в своем составе детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, предоставляются социально-бытовые услуги, в том числе, сопровождение детей вне дома, предоставление транспорта для поездки детей на лечение, обучение, участия в культурных мероприятиях.

Таким образом, учреждение социального обслуживания семьи обязано предоставить семье с ребенком с ограниченными возможностями, в том числе, и услуги помощника в школе. Порядок предоставления соответствующих услуг устанавливают региональные власти. В случае, если учреждение социального обслуживания отказывает в соответствующей услуге, необходимо на основании указанных выше норм обращаться в управление социальной защиты населения за содействием в реализации права.

Если родитель готов самостоятельно сопровождать ребенка (хотя по мнению специалистов это не лучший вариант), то надо поговорить с директором, ссылаясь на все сказанное выше, и оставить ему письменное заявление с просьбой разрешить сопровождать ребенка во время его обучения в групповой форме в классе (в заявлении опять же ссылаться на нормы права, указанные выше).

Если разговоры о сопровождающем зашли в тупик и не находим поддержки у администрации учебного заведения, то обращайтесь к нам. Пионерам всегда трудно.


rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Тьютор Empty Re: Тьютор

Сообщение  rozab Чт 31 Мар - 18:53

Программа подготовки тьюторов для работы в инклюзивной среде и в индивидуальных внешкольных программах (40 часов)
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]
Данный курс подготовит тьюторов к квалифицированной работе в инклюзивной школьной среде, в терапевтических центрах, в домашних АBА программах.
Успешно завершив курс, участники будут обладать необходимой начальной базой знаний для работы с клиентами с диагнозами РАС и другими особенностями развития под супервизией более опытного специалиста (учителя, куратора или супервайзера).

Цена: $300
Оплата: PayPal
Регистрация: [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку]

Ведущие курса:
• Марина Азимова, Ed. M, MSW, BCBA
• Ольга Мелешкевич, M.S, BCBA
rozab
rozab
Admin

Илья (08.03.1996) Сообщения : 3761
Дата регистрации : 2010-12-26
Возраст : 59
Откуда : Кемерово

https://www.facebook.com/keminteg

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения